Современная аскетическая проза. Смыслы и поэтика (по повести Е. Домбровской "Весна души. Страницы рабы Божией Анны
Аннотация
Работа посвящена произведению современной аскетической прозы, выделению смысла и поэтики в книге автора. Материалом для исследования была выбрана повесть современного московского писателя Ек. Домбровской «Весна души. Страницы жизни рабы Божией Анны».
В первой части работы рассматривается понятие современной аскетической прозы, предпринимается попытка толкования малоизученного явления в литературоведении. Дается краткая характеристика исследуемого произведения, и особое внимание уделяется главной теме повести – аскетическому опыту героини, благодаря которой анализируемое произведение можно отнести к рассматриваемому жанру.
Во второй части работы проводится анализ заголовочного комплекса произведения, рассматривается заглавие повести, каждый заголовок и сопоставляется с содержанием главы. Уделяется внимание нескольким эпиграфам, которые в совокупности с названиями глав имеют символическую связь с текстом и выполняют смыслообразующую функцию в повествовании.
В третьей части работы рассматриваются образы главных героев повести. Выделяются приемы, с помощью которых автор создает целостные и живые образы Духовника и главной героини – Анны. Образ Духовника рассматривается с 3 основных позиций (уровень телесный, уровень душевный, психологический и уровень духовный). Анализ образа главной героини проводится с точки зрения на её характер, символический смысл её имени и духовного опыта в монастыре.
Результаты исследования могут быть применены относительно других произведений современной аскетической прозы, отдельно к тем, которые имеют автобиографическую основу.
В первой части работы рассматривается понятие современной аскетической прозы, предпринимается попытка толкования малоизученного явления в литературоведении. Дается краткая характеристика исследуемого произведения, и особое внимание уделяется главной теме повести – аскетическому опыту героини, благодаря которой анализируемое произведение можно отнести к рассматриваемому жанру.
Во второй части работы проводится анализ заголовочного комплекса произведения, рассматривается заглавие повести, каждый заголовок и сопоставляется с содержанием главы. Уделяется внимание нескольким эпиграфам, которые в совокупности с названиями глав имеют символическую связь с текстом и выполняют смыслообразующую функцию в повествовании.
В третьей части работы рассматриваются образы главных героев повести. Выделяются приемы, с помощью которых автор создает целостные и живые образы Духовника и главной героини – Анны. Образ Духовника рассматривается с 3 основных позиций (уровень телесный, уровень душевный, психологический и уровень духовный). Анализ образа главной героини проводится с точки зрения на её характер, символический смысл её имени и духовного опыта в монастыре.
Результаты исследования могут быть применены относительно других произведений современной аскетической прозы, отдельно к тем, которые имеют автобиографическую основу.