Цветовой код в травелогах И. А. Бунина
Аннотация
Работа посвящена исследованию цветовой символики и художественного приема цветописи на материале трех произведений И.А.Бунина разных периодов творчества, объединенных общей жанровой характеристикой: «Тень птицы», «Воды многие», «Под серпом и молотом».
В первой части объясняется ряд понятий, которые используются при анализе художественного произведения; рассматриваются основные факторы, влияющие на семантику употребления цвета в произведении; выделяются основные функции цвета, а также описывается природа бунинской цветописи. В подглаве, посвященной жанру травелога, собраны различные определения этого термина, обозначено его развитие в отечественной литературе и выделена одна из сущностных особенностей этого жанра: представление о границе «своего» и «чужого». Эта особенность является необходимой для объяснения специфики цветовой символики каждого из травелогов.
Во второй главе представлен анализ цветовой палитры трех произведений, а также сопоставительный анализ результатов. Общее представление о цветовом коде травелогов складывается из статистического анализа, литературоведческих и семиотических наблюдений. А также мы обращаем внимание на языковые единицы, описывающих цвета и оттенки, на их словообразование.
В приложении указана статистика цветоупотреблений в произведениях, а также сводные таблицы всех оттенков с распределением их по цветовым группам.
Исследование цветового кода в творчестве И.А.Бунина позволяет расширить представления о мировоззренческих взглядах автора, об особенностях поэтики, построения художественного образа, об интертекстуальных связях с различными древнейшими культурами.
В первой части объясняется ряд понятий, которые используются при анализе художественного произведения; рассматриваются основные факторы, влияющие на семантику употребления цвета в произведении; выделяются основные функции цвета, а также описывается природа бунинской цветописи. В подглаве, посвященной жанру травелога, собраны различные определения этого термина, обозначено его развитие в отечественной литературе и выделена одна из сущностных особенностей этого жанра: представление о границе «своего» и «чужого». Эта особенность является необходимой для объяснения специфики цветовой символики каждого из травелогов.
Во второй главе представлен анализ цветовой палитры трех произведений, а также сопоставительный анализ результатов. Общее представление о цветовом коде травелогов складывается из статистического анализа, литературоведческих и семиотических наблюдений. А также мы обращаем внимание на языковые единицы, описывающих цвета и оттенки, на их словообразование.
В приложении указана статистика цветоупотреблений в произведениях, а также сводные таблицы всех оттенков с распределением их по цветовым группам.
Исследование цветового кода в творчестве И.А.Бунина позволяет расширить представления о мировоззренческих взглядах автора, об особенностях поэтики, построения художественного образа, об интертекстуальных связях с различными древнейшими культурами.