Жизненные устои уральских староверов и их отражение в произведениях Мамина-Сибиряка
Аннотация
Данная работа посвящена, с одной стороны, изучению жизненных устоев старообрядчества, проявляющихся не только в историко-религиозных, но и в крестьянско-бытовых воззрениях; а с другой стороны, отражению выявленных устоев в фольклорно-литературной среде.
Актуальность исследования заключается в том, что своеобразие старообрядчества, в его бытовом плане в частности, и его жизненные устои в целом все еще недостаточно изучены. А о проявлении этого своеобразия в фольклоре и художественной литературе и вовсе почти ничего не сказано.
Отличает данную работу и оригинальный подход к изучению староверия. Он заключается в выделении особого староверческого мировоззрения, проявленного в бытовой системе, путем сопоставления научных данных с результатами практического исследования, полученными в процессе как личного сбора фольклорного материала, так и в процессе анализа художественной литературы (а именно произведений Д. Н. Мамина-Сибиряка).
Работа состоит из двух частей: теоретической (где поднимается историографический вопрос; проводится условная классификация жизненных устоев староверов, которая подкрепляется данными с полевых исследований) и практической (где поводится анализ произведений Мамина-Сибиряка и выявление восприятия писателем староверия, проявленного в случаях отражения его жизненного уклада).
В первой части исследования вносится понятие «старообрядчества», выясняются его суть и причины возникновения. Также проводится изучение историографии старообрядчества, по материалам которой определяются время и причины появления староверческого населения на Урале, а также его перемещения по данной территории. Затем, после изучения фольклорных материалов, полученных в ходе полевого исследования; восстанавливается бытовой уклад старообрядческой семьи, в его отношениях с верой, суевериями, историей и окружающим миром. Изученные материалы сопоставляются с данными из научных источников и классифицируются. Проводится масштабный анализ, делаются предварительные выводы.
Во второй части работы изучаются произведения Д. Н. Мамина-Сибиряка, как способ передачи особого старообрядческое мироустройства с точки зрения онтологического значения староверия. Для этого тексты Дмитрия Наркисовича рассматриваются не с историко-бытовой точки зрения, а как отражение судьбы России через сопоставление ее с судьбой старообрядчества в целом. За основу берется роман «Три конца», но некоторые положения анализа дополняются отрывками из романа «Приваловские миллионы» и рассказов «Последняя веточка» и «Братья Гордеевы». По завершении данной части делаются выводы о значении старообрядчества, переданном в произведениях уральского писателя.
В заключение подводятся окончательные итоги и делаются обобщенные выводы. Указывается перспективность данной работы с практической точки зрения (как основа для тематической деятельности в различных учреждениях культуры: музеях, библиотеках, досугово-развлекательных центрах и т.п.).
В конце работы, кроме списка использованной литературы, даются список информантов и приложения (в последнее из которых включены фольклорные материалы, не вошедшие в основную часть исследования).
Актуальность исследования заключается в том, что своеобразие старообрядчества, в его бытовом плане в частности, и его жизненные устои в целом все еще недостаточно изучены. А о проявлении этого своеобразия в фольклоре и художественной литературе и вовсе почти ничего не сказано.
Отличает данную работу и оригинальный подход к изучению староверия. Он заключается в выделении особого староверческого мировоззрения, проявленного в бытовой системе, путем сопоставления научных данных с результатами практического исследования, полученными в процессе как личного сбора фольклорного материала, так и в процессе анализа художественной литературы (а именно произведений Д. Н. Мамина-Сибиряка).
Работа состоит из двух частей: теоретической (где поднимается историографический вопрос; проводится условная классификация жизненных устоев староверов, которая подкрепляется данными с полевых исследований) и практической (где поводится анализ произведений Мамина-Сибиряка и выявление восприятия писателем староверия, проявленного в случаях отражения его жизненного уклада).
В первой части исследования вносится понятие «старообрядчества», выясняются его суть и причины возникновения. Также проводится изучение историографии старообрядчества, по материалам которой определяются время и причины появления староверческого населения на Урале, а также его перемещения по данной территории. Затем, после изучения фольклорных материалов, полученных в ходе полевого исследования; восстанавливается бытовой уклад старообрядческой семьи, в его отношениях с верой, суевериями, историей и окружающим миром. Изученные материалы сопоставляются с данными из научных источников и классифицируются. Проводится масштабный анализ, делаются предварительные выводы.
Во второй части работы изучаются произведения Д. Н. Мамина-Сибиряка, как способ передачи особого старообрядческое мироустройства с точки зрения онтологического значения староверия. Для этого тексты Дмитрия Наркисовича рассматриваются не с историко-бытовой точки зрения, а как отражение судьбы России через сопоставление ее с судьбой старообрядчества в целом. За основу берется роман «Три конца», но некоторые положения анализа дополняются отрывками из романа «Приваловские миллионы» и рассказов «Последняя веточка» и «Братья Гордеевы». По завершении данной части делаются выводы о значении старообрядчества, переданном в произведениях уральского писателя.
В заключение подводятся окончательные итоги и делаются обобщенные выводы. Указывается перспективность данной работы с практической точки зрения (как основа для тематической деятельности в различных учреждениях культуры: музеях, библиотеках, досугово-развлекательных центрах и т.п.).
В конце работы, кроме списка использованной литературы, даются список информантов и приложения (в последнее из которых включены фольклорные материалы, не вошедшие в основную часть исследования).