Культурные ценности России в телепрограммах о путешествиях

Охапкина Анастасия Павловна

Аннотация


Аннотация магистерской диссертации
Охапкиной Анастасии Павловна
«КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ РОССИИ В ТЕЛЕПРОГРАММАХ О ПУТЕШЕСТВИЯХ»
Науч. рук. – доктор филологических наук, кандидат искусствоведения профессор Мясникова М. А.

Ключевые слова: культурные ценности, путешествия, телепрограммы, Россия
Актуальность темы диссертации обусловлена необходимостью трансляции культурных ценностей с помощью телевидения, так как оно охватывает огромную аудиторию. В современном мире наблюдается незнание молодого поколения истории и культурных ценностей своей страны, забывание этой же информации старшим поколением. Как следствие происходит отрыв от корней и потеря идентичности
Трансляция телевизионных продуктов на телевидении и в интернете на сайтах телеканалов создает возможность для огромной аудитории:
узнать о культурных ценностях, создать внутреннюю опору для осознания собственной принадлежности к культуре и истории своего народа.
Апробация работы: материалы исследования были представлены на международной научно-практической конференции «Студенческие чтения-2020: Межпоколенческая трансформация медиакоммуникации».
Объект исследования – культурные ценности России, транслируемые телевидением
Предметом исследования телевизионная продукция массовой культуры в виде телепрограмм о путешествиях, оказывающая влияние на формирование ценностей личности.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 01.01.2018-01.03.2020 гг.
Цель исследования – анализ влияния телевизионных передач о путешествиях на формирование ценностных установок личности.
Задачи:
1. раскрыть особенности восприятия достижений национальной культуры с телеэкрана;
2. конкретизировать роль телевидения в процессе формирования и трансформации культурных ценностей народов России;
3. обосновать актуальность и способы сохранения культурных ценностей;
4. рассмотреть роль путешествия как интерактива для продвижения. культурных ценностей;
5. выявить потенциал культурно-просветительских программ в аспекте использования вербальных и невербальных выразительных средств экрана;
Гипотеза исследования: современные социокультурные процессы требуют новых форм выразительности в процессе создания телепроектов о традиционной культуре народов России.
Методы исследования: работа выполнена на основе культурологического подхода к анализу телевидения как феномена культуры. Были использованы в процессе исследования принципы историзма, методы системного и сравнительного анализа для характеристики предмета исследования.
Научная новизна исследования: предпринята попытка изучения выразительных средств телепублицистики в контексте текущих социокультурных процессов с точки зрения их участия в формировании культурного фона жизни общества.
Теоретической основой исследования являлись:
Работы отечественных ученых: М.А, Воскресенской , Э.М.Ефимова , Н.М. Зоркой , С. Н. Иконниковой , А. С. Кармина , Н.Б.Кириллова , М.Л. Князева , Л.К.Козлов , А.Э. Литвинцевой , М. А. Мясниковой ., К.Э. Разлогов , В.С., Саппак В .
Из зарубежных ученых социальную философию туризма и путешествий изучал Р. Бахлайтнер , Э. Кохен и другие.
По теме истории и методологии массовых коммуникаций есть научные работы Р. Ф. Абдеева , Ю. И. Воронцова
Процесс передачи информации и ценностей культуры анализируются в работах В. Ю. Борева , Д.А. Коваленко , Л. В. Петрова , Г. Г. Почепцова .
Процесс воздействия «массовой культуры» на сознание людей рассматривается в трудах, Л. В. Петрова , Р. Мертона .
Эмпирическая основа исследования: культурно-просветительские программы российского телевидения, выходящие в эфир на современном этапе на телеканалах «Культура», «Спас», «4 канале»
Практическая значимость результатов исследования заключается в анализе вербальных и невербальных выразительных средств с точки зрения эффективности донесения информации о культурных ценностях.
Структура исследовательской работы: диссертация объемом 77 страниц состоит из введения, двух глав, заключения.
Во введении дана общая характеристика работы, обосновывается актуальность избранной темы, выявляется степень ее научной разработанности, определяются хронологические рамки, формулируются объект и предмет исследования, его цели и задачи. В этой части дается общая характеристика источников, определяется ее практическая значимость.
В первой главе «Современное телевидение как площадка для сохранения культурных ценностей» говорится об историческом развитии понятия культурных ценностей, поднимается вопрос важности культурных ценностей и телевидения в современном мире. Затем рассматривается понятие путешествия как интерактива для сохранения культурных ценностей.
Вторая глава «Телепрограммы-путешествия» носит практический характер. В ней дан анализ телепрограмм о путешествиях с зарубежными и отечественными ведущими, а также их сравнение. Здесь, в том числе, идет анализ опыта автора по созданию своей рубрики о путешествиях на «4 канале».
Основные выводы:
1. Телевизионный продукт дает более информативный и насыщенный контент, чем личное посещение объектов, относящихся к культурным ценностям. Программа приоткрывает «закулисье», выступает своеобразным проводником, который обеспечивает встречу с культурными ценностями.
2. Телевидение – один из инструментов формирования ценностей. Оно разрушает стереотипы и проливает свет знаний, например, на информацию о культуре разных народов. Происходит доставка информации во внутренний мир зрителей, поскольку задействуются почти все органы чувств.
3. Создаются телепередачи разных форматов, которые работают как с активной, так и с пассивной аудиторией.
4. Активная аудитория заинтересована в формировании личного опыта и для нее путешествия становятся интерактивом для познания культурных ценностей. Познавательный формат становится органичным.
Библиографический список содержит 65 наименований, среди которых нормативные документы, словари, книжные издания, периодические издания и электронные ресурсы.