Трансформация образа политика в публикациях СМИ (на примере немецкоязычной прессы)

Меркушева Екатерина Евгеньевна

Аннотация


В этой работе речь шла о трансформации восприятия российской политики и образа Владимира Путина в немецкоязычной прессе за период с 2012 по 2018 гг.
Исследование проводили методом контент-анализа. Основополагающими для этого исследования были понятие: дискурса (в соответствии с работами философов Фуко и Линка), представление о метафорах как ключевых средствах формирования именно политического дискурса (как показано в работах А.П. Чудинова), а также роль образов друга и врага в создании общественного отношения и субъективного восприятия личностей политиков в социуме. В этом контексте стояла задача изучить какой характер носят немецкоязычные публикации на тему Россия и личность Путина. В рамках контент-анализа были выделены ключевые элементы дискурса, поддерживающие либо образ врага, либо образ друга. Это позволило оценить общую направленность дискурса, создаваемого немецкими СМИ, независимо от того, на какую тему были публикации. Эти ключевые элементы были использованы для опроса респондентов чтобы оценить степень влияния дискурса на восприятие немецкими читателями Владимира Путина и России. В процессе работы оценивали количество публикаций; количество положительных и отрицательных оценок, высказанных в прессе; динамику изменений по годам и отношение респондентов, к исследованным в работе образам.