Проблема визуальной грамотности в медиадизайне на примере инфографических проектов "РИА Новости"

Штин Ольга Владимировна

Аннотация


Сфера журналистики долгое время была текстоцетрична, и в гораздо меньшей степени внимание уделялось визуальной составляющей текста. Формы организации материалов в рубрики, номера, программы рассматривались под общим направлением «Дизайн СМИ».
Однако за последнее десятилетие картина медиамира существенно изменилась. Визуализация стала одним из основных трендов развития СМИ. Более того, произошло перераспределение функций вербальных и визуальных компонентов медиатекста.

В первой главе нашего исследования рассматривается понятие медиадизайна. Для его определения и раскрытия мы обращаемся к историческим предпосылкам, служащим основой для его зарождения, подробно рассматриваем особенности и специфику медиадизайна, взаимосвязь со смежными терминами, а также определяем его роль в современной медиакультуре.
Вторая глава раскрывает элементы визуализации и понятие визуальной грамотности. Мы обращаем внимание на визуальность как на отличительную черту современной эпохи и выделяем критерии грамотного составления визуального образа. Рассматриваем роль визуального мышления в контексте медиа, а также выделяем инфографику как часть медиадизайна и наиболее действенный способ визуализации.
В третьей главе разбираем и анализируем инфографический контент информационного агенства"РИА Новости". На примерах наиболее репрезентативных публикаций выделяем основные критерии визуальной грамотности, определяем становление дизайн-студии как длительный и не одномоментный проецесс, а также даем общую характеристику инфографики с точки зрения визуальной грамотности.