Выразительные средства экрана как элементы манипулятивных технологий (на примере новостных программ федеральных телеканалов)

Гатауллин Альберт Илгизович

Аннотация


Аннотация

Объектом исследования являются выразительные средства экрана в федеральных телевизионных новостях.
Предмет: особенности и специфика использования выразительных средств экрана в федеральных выпусках новостей в качестве средств манипуляции.
Цель: изучение проявления выразительных средств экрана как средств манипуляции в федеральных выпусках новостей.

Для достижения данной цели мы решаем следующие задачи, представленные на слайде.
1. Рассмотреть теоретическую базу манипулятивных технологий, применяемых в СМИ, а также изучить историю данного вопроса.
2. Обобщить специфику телевизионного новостного вещания.
3. Рассмотреть конкретные выразительные средства, применяющиеся в новостной телевизионной практике.
4. Разобрать историю развития анализируемых каналов и новостных проектов.
5. Провести практический анализ сюжетов федеральных каналов, созданных с использованием манипулятивных технологий.
6. Обобщить результаты исследования, сделать выводы.
Теоретико-методологическая база исследования состоит из работ известных теоретиков и практиков.
При анализе теоретического материала все работы следует разделить на три блока : манипуляция, выразительные средства экрана а также Телевидение, телевизионные новости и их специфика.
Новизна выпускной квалификационной работы заключается в том, что предпринята попытка практического анализа использования различных средств экрана в практике их применения в новостных программах федеральных каналов с целью манипулятивного влияния на массовое сознание.
В ходе работы предпринята попытка практического анализа использования различных средств экрана в практике их применения в новостных программах федеральных каналов с целью манипулятивного влияния на массовое сознание.
Практическая значимость работы состоит в том, что работа может послужить практическим базисом оценки применения и практического использования различных выразительных средств экрана в новостной тележурналистике
Эмпирическая база. Конкретной базой исследования послужили выпуски федеральных новостных программ «Воскресное время» на Первом канале за период с 13.05.18 по 30.09.18 и «Вести Недели» на Россия 1 за аналогичный период с 13.05.18 по 30.09.18. Временной отрезок был взят нами в связи с тем, что именно в это время в СМИ широко освещение получил инцидент со сбитым российским самолетом-разведчиком ИЛ-20. Вину за данный инцидент Россия возложила на израильские ВВС. Таким образом, российско-израильские отношения оказались динамично развивающимся эпизодом, позволяющим, на наш взгляд, достаточно ярко продемонстрировать приемы манипуляции общественным сознанием отечественной телеаудитории..
Для объективного понимания темы была проделана большая работа по обобщению теоретической базы.
Мы проанализировали различные определения, различного характера, как чисто машинального, так и негативного плана.
Манипуляция – это вид психологического воздействия, направленного на побуждение адресата к совершению определенных манипулятором действий в результате скрытого внедрения в психику адресата целей, желаний, намерений, установок, не совпадающих с теми, которые адресат мог бы сформировать самостоятельно.
«Под общественным мнением понимают состояние массового сознания, заключающее в себе отношение к общественным событиям, к деятельности различных организаций или личностей.»
Следующие приемы.
1. Манипуляция словами-амебами.
2. Манипуляция при помощи контраста и обобщения.
3. Манипуляция с помощью подмены понятия.
4. Манипуляция критикой.
5. Манипулятивное обращение к идентичности.
6. Манипуляция столкновением смыслов.
Разумеется, не только журналисты манипулируют сознанием общества. Потенциалом психологического манипулятивного воздействия обладают реклама, кинематограф, театр, цирк, литература, массовые мероприятия, Интернет, компьютерные игры, обучающие программы в школах и т. д. Но по эффективности манипулирования обществом именно СМИ занимают первое место.
СМИ играют решающую роль в непрерывной фиксации реальности и в поставке информации для принятия решений обществом. Стоит также отметить, что СМИ не только отражают политическую, экономическую и культурную реальность, но и участвуют в ее формировании и даже в создании новой реальности.
А одно из самых действенных СМИ - телевидение.
Технические характеристики телевидения нами были рассмотрены, и мы солидарны в данном вопросе с Ворошиловым в учебном издании «Журналистика».
«ТВ не есть искусство, хотя содержит в себе "художественную подсистему", поставляющую зрителю "порядок культуры"; в равной мере ТВ не есть средство информации, хотя содержит в себе "публицистическую подсистему", которая сталкивает зрителя с "наличным бытием"»
В.И Михалкович «О сущности телевидения».
Рассмотрев критерии телевизионных новостей, а так же литературу по данному вопросу. Мы определяем Телевизионные новости — программа, в которой распространяются известия об актуальной, общественно значимой по ряду критериев информации, на основе сохранения объективности (равные права различным точкам зрения), используя при этом специфические средства подачи информации на телевидении
Проанализировав итоговые информационные программы двух крупнейших федеральных каналов, мы пришли к выводу, что аудиовизуальные средства экрана применяются для создания информационного образа события, направленность которого определяется собственником канала – государственной властью в одном случае и владельцами крупнейших пакетов акций во втором, среди которых наибольшая доля у ФАУГИ «Росимущество». Позитивный образ, как и негативный, формируется с помощью уже изученных выразительных средств экрана: свет, монтаж, музыка, шумы, крупный план, слово и интонация. С их помощью наглядно демонстрируются основные тезисы, проговариваемые журналистом. Некоторые абстрактные понятия в речи комментатора, такие как «враг», «угроза», «защитник» – с помощью выразительных средств экрана становятся чувственно-конкретны. Не называя предмет конкретно, при помощи манипулятивного воздействия аудиовизуальными эффектами новостные программы формируют у людей заданное заказчиком отношение к транслируемой новости.