Прием выразительности как источник дефектности рекламного текста

Василиненко Елизавета Вячеславовна

Аннотация


Для того чтобы привлечь внимание, рекламный текст должен разрушать автоматизм восприятия, т.е. привычные всем языковые, когнитивные, коммуникативные нормы. В основе приема выразительности и дефекта лежит один и тот же механизм – слом привычного восприятия, стереотипа. В докладе предпринимается попытка выявить условия, при которых прием выразительности приводит не к запланированному эффекту – гедонистическому, а, напротив, к ошибке.
Эмпирическим материалом для исследования послужили тексты наружной и печатной рекламы, полученные методом сплошной выборки. Выборка составила 150 рекламных текстов. В первую очередь мы отобрали тексты с наличием какого-либо средства экспрессии. Затем, из собранного материала, выявили сообщения, в которых прием экспрессии вызывал отрицательную реакцию. На последнем этапе определили, какой конкретно прием породил негативный результат. Таким образом, нами было обнаружено 30 рекламных текстов со сбоем в воздействующем механизме.
Первая глава – «Природа, структура и признаки рекламного текста» построена по структуре от частного – к общему, потому сначала рассматривается рекламный текст, как превалирующая категория побуждающих текстов сегодня: подходы к определению понятия, а также специфические характеристики рекламного текста. Затем мы переходим к вопросу стремления рекламного текста быть выразительным, определяем необходимость в речевых приемах. После поднимается вопрос отношения рекламы к норме и затем происходит рассмотрение нормы по двум классификационным категориям: языковая и когнитивная.
Вторая глава – «Средства выразительности: нарушения в механизме работы в первую очередь определяет специфику употребления выразительных средств, затем рассматривает условия, которые явились причиной нарушения работы механизма воздействия. В ходе данной главы мы рассмотрели фигуральные приемы, а именно метафору и антитезу, как наиболее употребительные средства. После, выявили ошибочное использование окказиональных образований, затем – социалекты, а именно жаргонизмы и просторечия. Далее перешли к выразительным средствам фонетики, рассмотрев рифму и звукоподражание. Завершили наш анализ нарушениями, связанные с подачей времени.
Полученные результаты исследования были представлены на III Международной научно-практической конференции «Стратегии развития социальных общностей, институтов и территорий» (Екатеринбург, 21–22 апреля, 2017 г.). По итогам конференции были опубликованы материалы.