Авторское право ЕС и стран-членов ЕС: современные тенденции развития

Тращенко Ульяна Андреевна

Аннотация


В настоящее время Европейский Союз (далее по тексту ЕС) может с гордостью заявить, что он занимался и занимается вопросами законодательства об авторском праве. Но есть ли у него причины гордиться? За последние 20 с лишним лет Союз принял законодательно-нормативные акты, в которых рассматриваются некоторые особенности закона об авторском праве. Эти законодательные меры, также известные как директивы, предположительно гармонизировали или аппроксимировали законы об авторском праве 28 государств-членов.
Однако ЕС не действовал всесторонне. Он затронул некоторые области авторского права, в то же время оставив другие без управления. Выбор целей гармонизации имеет много общего с полномочиями Союза. Поскольку нет явной компетенции при приближении национальных законов об авторском праве, ЕС должен полагаться на другие полномочия, а именно на его компетенцию согласовывать национальные законы в целях построения внутреннего рынка. Таким образом, выбор предмета для гармонизации зависит от понятия, чуждого авторскому праву: «внутреннего рынка». Связь между основными аспектами авторского права и концепцией внутреннего рынка не очевидна, и не ясно как внутренний рынок должен управлять колесом под названием «Авторское право». Неопределенность, связанная с этими вопросами, открывает двери для частных интересов, влияющих на законодательный процесс, что может в свою очередь потенциально повредить качеству законодательства об авторском праве, если такое влияние одностороннее и лишено каких-либо нормативных указаний.