Инструменты политической пропаганды на центральных российских телеканалах
Аннотация
В данной работе автор подробно рассматривает феномен политической пропаганды, представленный на отечественном телевидении и выделяет основные приёмы, технологии, методы информационно-психологического воздействия, а также обращает внимание на эксплуатируемые в ходе телетрансляции психологические феномены. Вследствие развития российского социума в контексте тенденций, трендов информационного общества актуализируется проблема утилитарного использования основных каналов трансляции информационно-аналитических материалов в интересах субъектов управления. Сохранение значительной роли старых медиа, к числу которых относится телевидение, в системе формирования общественного мнения и политического поведения граждан, делает значимым исследование проблемы влияния политических телепрограмм на процесс политической социализации граждан, обретения правящей политической элитой легитимности своей деятельности.
Для отражения теоретических знаний в области пропагандистского воздействия автор анализирует и обобщает работы классиков, среди которых С. Московичи «Век толп», Ж. Сорель «Размышления о насилии», С.Г. Кара-Мурза «Манипуляция сознанием». Кроме того, с целью представления современных воззрений на предмет политической пропаганды предложено рассмотрение публикаций А.Б. Белоусова «Политическая пропаганда в современной России», Е.Н. Доброклонской «Пропаганда в системе постсоветского политического дискурса», Т.М. Зуевой «Механизмы формирования образа власти» и др.
Для изучения объема политического контента на российском телевидении, тематической направленности политических телепрограмм, транслируемых ценностно-смысловых доминант, на основании которых выявляются используемые инструменты информационно-психологического воздействия, применены контент-анализ содержания отечественных телевизионных выпусков информационно-аналитических программ, традиционный анализ авторитетных документальных источников, релевантных теме исследования и сравнительный анализ используемых практик конструирования политического сознания и поведения граждан.
Ключевые слова: политическая пропаганда, телевидение, информационно-психологическое воздействие, манипуляция, образ власти, политическое сознание, политическое поведение.
Для отражения теоретических знаний в области пропагандистского воздействия автор анализирует и обобщает работы классиков, среди которых С. Московичи «Век толп», Ж. Сорель «Размышления о насилии», С.Г. Кара-Мурза «Манипуляция сознанием». Кроме того, с целью представления современных воззрений на предмет политической пропаганды предложено рассмотрение публикаций А.Б. Белоусова «Политическая пропаганда в современной России», Е.Н. Доброклонской «Пропаганда в системе постсоветского политического дискурса», Т.М. Зуевой «Механизмы формирования образа власти» и др.
Для изучения объема политического контента на российском телевидении, тематической направленности политических телепрограмм, транслируемых ценностно-смысловых доминант, на основании которых выявляются используемые инструменты информационно-психологического воздействия, применены контент-анализ содержания отечественных телевизионных выпусков информационно-аналитических программ, традиционный анализ авторитетных документальных источников, релевантных теме исследования и сравнительный анализ используемых практик конструирования политического сознания и поведения граждан.
Ключевые слова: политическая пропаганда, телевидение, информационно-психологическое воздействие, манипуляция, образ власти, политическое сознание, политическое поведение.