Трансформация профессиональных ценностей журналистов в условиях медиатизации общества

Хафизова Виктория Рауфовна

Аннотация


Работа посвящена исследованию трансформации профессиональных ориентаций журналистов в условиях медиатизации общества. Журналисты рассматриваются как субъекты формирования общественного мнения, а медиатизация определяется как система многоканального воздействия на общественное сознание, источник новых форм выработки общественного мнения и новых субъектов формирования общественного мнения в лице блогеров и других производителей контента. Проведен сравнительный анализ профессиональных ценностных ориентиров журналистов трех поколений – советского, постсоветского периодов и периода новых медиа. Эмпирическая база исследования включает проведенные автором опросы молодежи (N=750), студентов-журналистов (N=400) и серию полуформализованных интервью с работающими журналистами (N=20), кроме того, автор обратился к методу вторичного анализа исследований, проведенных в период с 1960-х годов до настоящего времени. Результаты исследования позволили заключить, что профессиональные ценности современного журналиста представляют собой противоречивую мозаику, так как сохраняются установки советского, постсоветского периода, западные ориентации. Отмечаются тенденции депрофессионализации, десакрализации, прагматизации журналистики. Что касается профессиональной этики журналиста, в приоритет ставятся неформализованные правила поведения, принятые в конкретной редакции, в то время как нормы, закрепленные в профессиональных кодексах, отходят на второй план. Снижается уровень свободы и независимости журналиста, что сами профессионалы связывают с политическим и экономическим давлением и нормативно-правовыми ограничениями.