Роль изотерапии в социальной реабилитации детей с тяжёлыми нарушениями здоровья

Гришкина Ольга Андреевна

Аннотация


Проблема социальной реабилитации и адаптации людей с ограниченными возможностями к жизни в социуме является одной из наиболее важных проблем в современном обществе. А дети с тяжелыми нарушениями здоровья, численность которых увеличивается с каждым годом, можно назвать той категорией, которая остро нуждается в социальной защите. Но прежде всего, очевидна их потребность в реабилитации как медицинской, так и социальной.
Объект исследования: Дети с ограниченными возможностями здоровья
Предмет: Изотерапия как технология, применяемая в социальной реабилитации детей, имеющих тяжелые нарушения здоровья
Цель: охарактеризовать изотерапию как технологию и проанализировать ее роль в социальной реабилитации детей с тяжелыми нарушениями здоровья
Задачи:
 охарактеризовать детей с ограниченными возможностями в качестве объекта социальной работы;
 проанализировать влияние изотерапии на процесс социальной реабилитации детей с тяжелыми нарушениями здоровья;
 дать характеристику направлениям социальной реабилитации детей с тяжелыми нарушениями здоровья на примере Реабилитационного Центра «Лювена» г. Екатеринбурга;
 определить роль изотерапии в процессе реабилитации детей с тяжелыми нарушениями здоровья.
Положение детей с ограниченными возможностями здоровья обусловлено недостаточным уровнем развития пространственной и реабилитационной среды, которая бы способствовала развитию его социальных компетенций – способности к групповому взаимодействию, навыкам межличностного общения и разрешения конфликтов, выбор адекватных форм общения, стремление к социальному взаимодействию и т.п. Но первичной задачей все еще остается медицинская реабилитация ребенка с тяжелыми нарушениями здоровья, в то время как личностное, эмоциональное и интеллектуальной развития остается на втором плане. Следует отметить, что социальный работник, как представитель междисциплинарной профессии, способен учитывать в своей работе и социальный, и психологический, и медицинский аспект изотерапии.
Художественно-творческие технологии, применяемые не в клинических целях, ориентированы на смягчение проблем психосоциального характера, которые связаны с взаимоотношениями между людьми, в социальных группах, на основе творческой активности повышается качество жизни и отношений между людьми. То есть искусство выступает неким катализатором положительных социальных изменений в жизни ребенка с тяжелыми нарушениями здоровья, способствует устранению стигматизации. А сами занятия проходят в атмосфере, предполагающей партнерские отношения между ребенком родителем и специалистом.
Таким образом, изотерапия, обладая широким диапазоном воздействия на личность, находит свое применение не только в психиатрических учреждениях, но реабилитационных центрах, различных психологических группах, выступает и как самостоятельная технология, так и дополняя другие. А внедрение в социальную работу данной технологии способствует повышению эффективности реабилитационного процесса.