Ассистивные технологии в социальной инклюзии детей с нарушениями слуха

Дьяконова Елена Александровна

Аннотация


Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования «Уральский федеральный университет
имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
Аннотация выпускной квалификационной работы
Студент: Дьяконова Е.А., группа: УГИ-455104
Научный руководитель: Миронова М.В., кандидат социологических наук, доцент кафедры социальной работы
Дипломная работа на тему «Ассистивные технологии в социальной инклюзии детей с нарушениями слуха» состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и трех приложений. Общий объем текста – 138 печатных страниц.
Целью данной работы является выявление роли ассистивных технологий в социальной инклюзии детей с нарушениями слуха. Объект исследования в дипломной работе – социальная инклюзия детей с тяжелыми нарушениями слуха. Предмет исследования в дипломной работе – ассистивные технологии для детей с нарушениями слуха как элемент социальной инклюзии.
В первой главе обозначены теоретические подходы к пониманию социальной инклюзии. Проанализированы исторические и современные аспекты становления и развития социальной инклюзии в России. Во второй главе представлены классификация и особенности ассистивных технологий для детей со слуховыми нарушениями. Изучены проблемы и перспективы реализации помогающих средств для детей с расстройствами слуховой функции в России и зарубежных странах. В третьей главе отражены возможности применения вспомогательных средств и приспособлений в практике социальной инклюзии детей с нарушениями слуха в условиях Центра психолого-медико-социального сопровождения «Эхо». Представлены результаты пилотного социологического исследования, посвященного изучению проблемы доступности ассистивных технологий для глухих и слабослышащих детей. Исследование проведено с использованием двух методов – анкетирования родителей, воспитывающих детей со слуховыми нарушениями в количестве 53 человек и интервьюирования работников центра в количестве 10 человек. В рамках исследования проведен анализ факторов, влияющих на доступность ассистивных технологий. Рассмотрены возможности повышения степени доступности вспомогательных приспособлений и устройств для детей с расстройствами слуха.
Ключевые слова: социальная инклюзия, ассистивные технологии, дети с нарушениями слуха, ассистивные технологии для детей со слуховыми нарушениями, ассистивные технологии в социальной инклюзии, вспомогательные приспособления, доступность ассистивных технологий, проблемы реализации ассистивных технологий.