Роль сказки в процессе социализации детей дошкольного возраста
Аннотация
В данной работе автор подробно рассматривает существующие представления о сущности социализации личности, в частости, раскрывает теоретико-методологические основы социологического анализа факторов социализации детей дошкольного возраста, делая акцент на сказке как факторе. В связи с заданной темой рассмотрены виды и факторы социализации, особенности и этапы социализации в возрасте 3–7 лет, а также свойственные этим этапам особенности развития детей. Отдельное внимание уделено существующим определениям понятия сказка, методологии изучения сказок, различиям между культурологическим, педагогическим, психологическим и социологическим подходами к изучению сказок, классификации сказок, социализирующей роли сказки и её функций с точки зрения адаптивной, ролевой, когнитивной и психодинамической концепции, а также её роли для развития эмоционального интеллекта дошкольников.
Для применения теоретических воззрений автор использует опыт собственного эмпирического исследования роли сказки в процессе социализации детей дошкольного возраста города Екатеринбурга, проведённого в декабре 2021 года. Результаты исследования способствуют расширению информации о возможностях сказок для разнообразных форм развития ребёнка, а также раскрывают методы, применяемые воспитателями и родителями, для целостного восприятия детьми сказок, главной и латентной идеи сюжета, причин и последствий поведения того или иного героя. Эти данные подтверждают функциональное богатство сказки для процесса социализации и способствуют пониманию форм, способов и особенностей реализации этих функций при конструировании представлений у дошкольника о порядках и устоях общества, о ценностях и нормах, о социальных ролях и функциях.
Ключевые слова: социализация, дошкольный возраст, сказка.
Для применения теоретических воззрений автор использует опыт собственного эмпирического исследования роли сказки в процессе социализации детей дошкольного возраста города Екатеринбурга, проведённого в декабре 2021 года. Результаты исследования способствуют расширению информации о возможностях сказок для разнообразных форм развития ребёнка, а также раскрывают методы, применяемые воспитателями и родителями, для целостного восприятия детьми сказок, главной и латентной идеи сюжета, причин и последствий поведения того или иного героя. Эти данные подтверждают функциональное богатство сказки для процесса социализации и способствуют пониманию форм, способов и особенностей реализации этих функций при конструировании представлений у дошкольника о порядках и устоях общества, о ценностях и нормах, о социальных ролях и функциях.
Ключевые слова: социализация, дошкольный возраст, сказка.