Гражданское участие студенческой молодежи в совершенствовании городской среды: на примере Екатеринбурга
Аннотация
Ключевые слова: участие, гражданское участие, городской активизм, неформальные активистские практики, студенческая молодежь, совершенствование городской среды.
В работе проводится разграничение понятий гражданское, политическое, социальное участие. Автором раскрываются отличительные особенности гражданского участия, выделяются формы гражданского участия в совершенствовании городской среды, определяются характеристики студенческой молодежи как наиболее активной социальной группы. На основе результатов эмпирического исследования определены формы, интенсивность, мотивы и барьеры гражданского участия студенческой молодежи в совершенствовании городской среды. Делается вывод о том, что студенты обладают невысоким уровнем гражданской активности, но, в то же время, высоким уровнем готовности к деятельности по совершенствованию своего города и вовлеченностью в виртуальное пространство. Основными формами участия студентов являются интернет-голосование за проекты развития города и выражение своей позиции в блогах, СМИ, на форумах, в социальных сетях, что свидетельствует о смещении вектора гражданского участия студентов в сторону неформальных активистских практик. Главный мотив участия – небезразличное отношение к развитию своего города. Основные барьеры для участия – недостаток знаний и компетенций в теме городского активизма и отсутствие интереса у властных структур к вовлечению студентов в решение вопросов городского развития.
В работе проводится разграничение понятий гражданское, политическое, социальное участие. Автором раскрываются отличительные особенности гражданского участия, выделяются формы гражданского участия в совершенствовании городской среды, определяются характеристики студенческой молодежи как наиболее активной социальной группы. На основе результатов эмпирического исследования определены формы, интенсивность, мотивы и барьеры гражданского участия студенческой молодежи в совершенствовании городской среды. Делается вывод о том, что студенты обладают невысоким уровнем гражданской активности, но, в то же время, высоким уровнем готовности к деятельности по совершенствованию своего города и вовлеченностью в виртуальное пространство. Основными формами участия студентов являются интернет-голосование за проекты развития города и выражение своей позиции в блогах, СМИ, на форумах, в социальных сетях, что свидетельствует о смещении вектора гражданского участия студентов в сторону неформальных активистских практик. Главный мотив участия – небезразличное отношение к развитию своего города. Основные барьеры для участия – недостаток знаний и компетенций в теме городского активизма и отсутствие интереса у властных структур к вовлечению студентов в решение вопросов городского развития.