Гастрономические практики как маркер социального статутса

Татаркин Иван Сергеевич

Аннотация


Обращение исследовательского внимания к гастрономическим практикам обусловлено популярностью их изучения в современной социологии, которая рассматривает их не только как способ удовлетворения потребностей индивидов, но и как регулярно совершаемые индивидом социальные действия, имеющие нормативную, знаково-символическую, коммуникативную природу. Пища является частью и отражением культуры общества, сама по себе удовлетворяет не только физиологические потребности людей, но и имеет ряд социальных назначений. С точки зрения социального назначения, трапеза выполняет интегративную функцию (единения личности со значимой для него группой), гастрономические практики личности могут быть средством коммуникации, способом самопрезентации и обозначения статусной позиции, выражением, а иногда и фундаментом образа жизни человека, его жизненных интересов, ценностей, ориентаций (вегетерианство / веганство, здоровое / правильное питание, соблюдение религиозных постов и проч.).
Очевидно, что практики питания скорее диктуются человеку обществом, нежели изобретаются людьми индивидуально. Нормы и табу питания четко закреплены в обществе и впитываются человеком с самого рождения, то есть начиная с этапов первичной социализации. Это дает основания утверждать, что питание в широком смысле – как процесс производства продуктов, их приготовления и потребления – это институционально оформленная деятельность, детерминированная комплексом норм, правил и даже ограничений, регулируемая со стороны социальных групп – семьи и общины, народности и нации, социально-демографических общностей. Пища получает социально-культурную окраску. Так, в зависимости от принадлежности к той или иной социальной группе, можно выделить пищу для детей и пищу для взрослых, женщин и мужчин, православных и мусульман.
Все указанное выше, безусловно, представляет научный интерес и доказывает актуальность изучения гастрономических практик именно в русле социологической науки. Для нас в данном случае наибольший интерес представляет изучение питания как маркера статусной позиции личности и как показателя социального расслоения.