Теоретико-методологические основы анализа инновационной деятельности российских предприятий: факторы инноваций и влияние инноваций на конкурентоспособность российских предприятий
Аннотация
В данной работе исследуются факторы инновационной деятельности российских промышленных фирм и влияние НИОКР и инноваций на показатели конкурентоспособности фирм. Для этого были использованы данные из опросов предприятий о деятельности и среде бизнеса BEEPS (Business Environment and Enterprise Performance Survey) за 2012-2014гг. по 1564 промышленным фирмам из всех федеральных округов РФ, а также Индекс инновационного развития регионов за 2014 г., рассчитываемый НИУ ВШЭ. В работе была модифицирована и апробирована CDM-модель, предназначенная для оценки взаимосвязи НИОКР-инновации-производительность и механизмов между ними. На основе теоретико-методологического, математико-статистического и эконометрического методов был выявлен ряд результатов. В частности, выявлено более сильное влияние неудовлетворенности качеством образования работников фирм, обучения персонала и региональной инновационной среды на инвестирование в НИОКР и инновации для высокотехнологичных фирм РФ по сравнению с низкотехнологичными. Кроме того, выявлено положительно значимое влияние комбинаций продуктовых, процессных, маркетинговых инноваций с организационными на производительность и долю экспорта от продаж российских фирм. Также выявлено влияние условий деловой среды на вклад обучения персонала во внедрение инноваций. По результатам исследования сделаны выводы, касающиеся усовершенствования мер инновационной политики, в частности, улучшение качества образования и поощрение кооперации, как на уровне регионов, так и на уровне страны в целом.