СОЦИАЛЬНО-ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ КОРПОРАЦИЯ: ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Талимова Гульмира Уалихановна

Аннотация


Несмотря на большое внимание ученых к проблемам становления и развития государственно-частного партнерства в Казахстане, многие вопросы остаются еще недостаточно исследованными. Нет пока полной ясности в оптимизации правомочий собственности между государством и частным сектором экономики. Есть еще много вопросов, связанных с уточнением роли и места институциональных преобразований. Слабоизученной остается и проблема оценки результативности самих социально-предпринимательских корпораций.
Актуальность и большая значимость указанных проблем, а также недостаточная разработанность их в условиях индустриально-инновационного развития региона определили актуальность темы диссертационного исследования, обусловили его цель и задачи.
Целью диссертационного исследования является разработка научно-практических рекомендаций по совершенствованию деятельности социально-предпринимательских корпорации в Казахстане в условиях индустриально-инновационного развития экономики [3].
В качестве основной исследовательской проблемы в рамках данной диссертационной работы определено то, что в субъектах квазигосударственного сектора Казахстана, как СПК, специализирующихся в управлении инвестиционными проектами в регионах, существует ряд проблем требующих решения, в частности, постоянный рост административных расходов на фоне снижения результативности, существующие нормативно-правовые ограничения, не позволяют обеспечить должную эффективность реализации инвестиционных проектов, низкая мотивация и отсутствие персональной ответственности менеджеров проектов, требует внедрения определенных организационных мер, для совершенствования существующей системы инициирования и управления инвестиционными проектами в регионах [5].
В качестве основных выводов и рекомендации по проведенным исследованиям можно отметить следующие:
- На основе комплексного анализа деятельности и стратегии АО «НК «СПК «Сарыарка», результатов социологического опроса сотрудников корпорации и предпринимателей региона, а также бенчмаркинга основных направлений деятельности СПК с лучшими практиками зарубежных аналогичных корпорации, нами определены следующие приоритетные направления по совершенствованию деятельности АО «НК «СПК «Сарыарка»: [6].
1. Трансформация организационной формы и структуры;
На основе бенчмаркинга зарубежного опыта определено, что существует определенная эволюционная связь между моделями организации институтов регионального развития. Как правило, при удачном развитии централизованной формы агентства регионального развития степень участия Центра постепенно понижается, а роль местных сообществ, наоборот, повышается. На последней стадии своего развития агентства перерождаются в государственные корпорации.
Поэтому, предлагается вариант трансформации СПК из государственных корпорации, в узкоспециализированные сервисные и инфраструктурные государственные организации с преимущественным подчинением региональным органам власти, как в регионах России [7].
2. Внедрение современных элементов HR-менеджмента и KPI;
Измерение и оценка результативности − обязательное условие успешного функционирования системы управления персоналом. Рекомендуется разработка и реализация кадровой политики СПК, основанной на современных элементах HP-менеджмента, с обязательным внедрением KPI – ключевых показателей эффективности.
3 Развитие процессов разработки и мониторинга Стратегии;
В качестве рекомендации по дальнейшему совершенствования системы стратегического планирования СПК «Сарыарка», предлагается уточнить цели и ключевые стратегические индикаторы, с учетом конкретной идентификации «стратегической зоны хозяйствования» и развития механизмов бизнес-партнерства с предпринимательской средой региона.
4 Разработка и реализация (PR – public relations) имиджевой политики.
В качестве рекомендации предлагается разработать и реализовать соответствующую PR-программу СПК «Сарыарка», направленной на формирование устойчивого общественного мнения об эффективной деятельности по осуществлению основных функции СПК и его дочерними организациями, обеспечению прозрачности деятельности и повышению эффективности имиджевой политики Корпорации, с обязательной оценкой обратной связи, через периодический мониторинг электронных и печатных СМИ, а также сети интернет по упоминаемости СПК «Сарыарка» по типам СМИ, с учетом тональности упоминаний [8].
5 Внедрение современных информационных технологий в управлении инвестиционными проектами в СПК. Использование стратегических информационных технологий дает определенные преимущества для реализации конкурентных преимуществ, увеличения доли рынка, совершенствования организационных процессов и повышения производительности труда персонала. Поэтому нами рекомендуется в рамках внедрения корпоративной системы управления проектами в АО «СПК «Сарыарка» создать и реализовать отдельный управляющий элемент – информационную систему управления проектами, позволяющей автоматизировать и оцифровать существующую систему управления инвестиционными проектами компании, через соответствующие блоки управления и ограничения [9].
Таким образом, необходимость цифровизации системы управления инвестиционными проектами в квазигосударственном секторе обусловлена внедрением следующих механизмов:
 Переход к электронному документообороту внутри управляющей компании и зависимой инвестируемой компании
 Внедрение элементов искусственного интеллекта при отборе и реализации инвестиционных проектов за счет бюджетных средств
 Использование современных информационных технологии в процессе управления инвестиционными проектами в квазигосударственном секторе,
 Использование цифровых технологии управления инвестиционными проектами в квазигосударственном секторе позволит снизить риски отбора и реализации проектов, связанных с недостаточной компетентностью персонала и по комплексному мониторингу хода реализации инвестиционных проектов и позволит расширить географию предоставления услуг, позволит управлять проектами в любом регионе страны, привлечь инвесторов из любой зарубежной страны, соответствующим международным стандартам, что в целом позволить снизить трансакционные издержки всех участников проекта и ускорить время его одобрения и реализации.