ВЛИЯНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ И ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ЭФФЕКТОВ НА ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ РОССИЙСКИХ ФИРМ
Аннотация
В данной работе изучается влияние инновационной активности и пространственной концентрации на производительность российских фирм, основываясь на наборе данных микроуровня сельскохозяйственных, производственных и горнодобывающих фирм. Данные также расширены рядом региональных показателей, используемых для характеризации среды, в которой функционирует компания. Набор данных охватывает все регионы России и большинство городов. Используя современные методы математического, эконометрического и многомерного статистического анализа, рассматриваются вопросы, затрагивающие текущее состояние инновационного климата в России, его особенностей; положение России среди других стран по уровню инновационной активности. Строится ряд эконометрических моделей, призванных формально оценить влияние инновационной активности на производительность фирм. На основе полученных результатов предлагаются шаги по улучшению инновационной политики России с целью повышения мировой конкурентоспособности отечественных предприятий.
Результаты показывают, что влияние инновационных индикаторов на производительность российских фирм как правило положительное. Дополнительное моделирование на подгруппах фирм, разделенных по промышленным группам, регионам и размерам фирм показывает наличие производственных и региональных особенностей в влиянии инноваций на производительность. Отмечается, что пространственные эффекты также оказывают значимое влияние на производительность фирм. Тем не менее, степень влияния практически не изменяется для различных подвыборок. На основе названных результатов предлагается повышение диверсификации инновационной политики и уделение большего внимания региональным факторам при формировании такой политики.
Результаты показывают, что влияние инновационных индикаторов на производительность российских фирм как правило положительное. Дополнительное моделирование на подгруппах фирм, разделенных по промышленным группам, регионам и размерам фирм показывает наличие производственных и региональных особенностей в влиянии инноваций на производительность. Отмечается, что пространственные эффекты также оказывают значимое влияние на производительность фирм. Тем не менее, степень влияния практически не изменяется для различных подвыборок. На основе названных результатов предлагается повышение диверсификации инновационной политики и уделение большего внимания региональным факторам при формировании такой политики.