Оценка эффективности коллективных процессов генерации научных знаний в региональных социально-экономических системах
Аннотация
Университет является важнейшим субъектом экономической системы, вне зависимости от того, говорим ли мы о стране, регионе или городе. Существуют различные модели анализа влияния университетов на региональную экономику. Ряд исследований анализирует данный феномен в терминах занятости, увеличения потребительских расходов за счет посетителей университетов и экспорта образовательных услуг в другие регионы. Однако большинство современных исследователей подчеркивают роль университета в региональной экономике как актора экономики знаний, которая рассматривает университет как главный производитель научного знания. С этой позицией связаны модели «спиралей» и вовлечения университетов. Преодолеть терминологическое и методологическое разнообразие можно в рамках институционального подхода к анализу экономических явлений. Институты понимаются как совокупность формальных и неформальных норм, а также механизм принуждения, которые определяют взаимодействие университета и экономики.
Целью работы является разработка научно-методических основ оценки эффективности коллективных процессов генерации научных знаний в региональных социально-экономических системах. Теоретико-методологической основой исследования является модель институциональной конфигурации, которая позволяет преодолеть искусственный разрыв субъектно-объектной связи; проблема анализируется на основе методологического единства субъектов, стейкхолдеров и институтов, а также их взаимосвязей с окружающей средой (географической, политической, социальной, экономической, культурной). Для классификации институтов была адаптирована модель циркуляции явного/неявного знания SECI, разработанной Нонака и Такеучи для корпоративного сектора. Был создан авторский индекс экономики знаний российских регионов, на основании которого были выявлены лидирующие и отстающие регионы по уровню развития экономики знаний. Кроме того, была разработана типология научно-исследовательских коллективов (НИК) на основе авторской целеориентированной модели. Результаты исследования будут использованы в ходе дальнейшего анализа кейсов региональных научно-образовательных систем как в России, так и в других странах. Кроме того, модель представляет интерес для политиков в части разработки региональной и национальной политики в области науки и высшего образования.
Целью работы является разработка научно-методических основ оценки эффективности коллективных процессов генерации научных знаний в региональных социально-экономических системах. Теоретико-методологической основой исследования является модель институциональной конфигурации, которая позволяет преодолеть искусственный разрыв субъектно-объектной связи; проблема анализируется на основе методологического единства субъектов, стейкхолдеров и институтов, а также их взаимосвязей с окружающей средой (географической, политической, социальной, экономической, культурной). Для классификации институтов была адаптирована модель циркуляции явного/неявного знания SECI, разработанной Нонака и Такеучи для корпоративного сектора. Был создан авторский индекс экономики знаний российских регионов, на основании которого были выявлены лидирующие и отстающие регионы по уровню развития экономики знаний. Кроме того, была разработана типология научно-исследовательских коллективов (НИК) на основе авторской целеориентированной модели. Результаты исследования будут использованы в ходе дальнейшего анализа кейсов региональных научно-образовательных систем как в России, так и в других странах. Кроме того, модель представляет интерес для политиков в части разработки региональной и национальной политики в области науки и высшего образования.