Учет, анализ и современные методы управления дебиторской задолженностью коммерческой организации

Купцова Марина Олеговна

Аннотация


В современных условиях российской экономики организациям для эффективного функционирования, непрерывности деятельности и поддержания конкурентоспособности приходится работать в условиях отсрочки платежа. Текущий этап экономического развития в России характеризуется насыщенностью рынка и замедлением платёжного оборота. В связи с этим многие коммерческие организации всё чаще сталкиваются с проблемой задержек платежей от контрагентов, и, как следствие, увеличения просроченной дебиторской задолженности. Так, дебиторская задолженность в целом по России на конец декабря 2018 г. по сравнению с концом декабря 2017 г. увеличилась на 15,9 % и составила 46668,5 млрд. руб., из неё просроченная 2646,7 млрд. руб. Просроченная дебиторская задолженность в целом по России на конец декабря 2018 г. по сравнению с концом декабря
2017 г. увеличилась на 13,7 %.
Данные статистики свидетельствуют о неудовлетворительном состоянии взаиморасчетов российских организаций в целом. Динамика постоянного изменения величины дебиторской задолженности, её состав и структура в бухгалтерском балансе, и качество, а также интенсивность её уменьшения или увеличения, оказывают весьма значимое влияние на оборачиваемость капитала и платежеспособность организации [62].
Высокая значимость проблемы оптимизации управления дебиторской задолженностью коммерческой организации для формирования условий устойчивого экономического развития, обеспечения своевременности поступлений денежных средств, а также недостаточная разработанность теоретических аспектов в сфере методологии управления задолженностью определили выбор темы диссертационного исследования, его цель и задачи.
Целью работы является совершенствование современных методов учета, анализа и управления дебиторской задолженностью коммерческой организации.
Объектом исследования в диссертационной работе является общество с ограниченной ответственностью «Эталон-Сервис».
Предметом исследования являются экономические отношения, возникающие в процессе управления дебиторской задолженностью организации.
Для решения поставленных задач были применены такие методы исследования как: теоретический анализ, сравнительный анализ, логико-интуитивный метод, финансово-экономический анализ, метод наблюдения, систематизация и теоретическое обобщение, коэффициентный метод, графический метод, SWOT-анализ.
Теоретической и методологической основой диссертационного исследования послужили классические и современные концепции, разработки отечественных и зарубежных ученых в области учета, анализа и методов управления дебиторской задолженностью, законодательные и нормативные акты в области учета дебиторской задолженности, материалы научно-практических конференций, статьи периодических изданий, международные стандарты финансовой отчетности (МСФО), монографические исследования.
Информационную базу исследования составили данные бухгалтерской отчетности, общества с ограниченной ответственностью «Эталон-Сервис» за 2014-2016 гг., которые представлены в приложениях Б, В и Г.
Практическая значимость исследования заключается в разработке рекомендаций, направленных на оптимизацию процесса управления дебиторской задолженностью организаций, внедрение которых будет способствовать росту прибыли, усилению конкурентоспособности и улучшению финансового состояния рассматриваемого объекта исследования.