Оценка качества управления и состояния регионального бюджета

Наслунга Ксения Сергеевна

Аннотация


Актуальность темы исследования. Сокращение экономической активности в России привело к тому, что ресурсов, аккумулируемых в консолидированных бюджетах субъектов, недостаточно для финансового обеспечения социальных обязательств в регионах. Поэтому для эффективного планирования показателей бюджета и повышения результативности бюджетных расходов необходима система мониторинга и оценки качества управления региональными финансами. Совершенствование методов и инструментов оценки качества управления и состояния региональных бюджетов является актуальным в настоящее время.
Цель исследования. Анализ методик оценки качества управления и состояния региональных бюджетов, включающий разработку предложений по их совершенствованию.
Задачи исследования:
 исследовать различные подходы к определению понятия «бюджет»;
 проанализировать в динамике бюджетные показатели, используемые в методиках оценки качества управления и состояния регионального бюджета на примере Свердловской области;
 разработать рекомендации по внесению в существующие методики, некоторых дополнений и созданию унифицированной методики оценки бюджета региона.
Предметом исследования выступают экономические отношения, возникающие в процессе оценки состояния регионального бюджета.
Объект исследования – индикаторы, используемые в методиках оценки качества управления и состояния бюджетов субфедерального уровня.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что современная ситуация в бюджетной сфере России требует разработки и внедрения новых технологий и методик. На сегодняшний день не существует методики оценивающей абсолютно всю бюджетную сферу. Поэтому необходимо постоянно совершенствовать методики оценки бюджетных показателей. Автором предложена и апробирована на примере бюджета Свердловской области методика оценки состояния регионального бюджета. Разработаны рекомендации по внесению в существующие методики, дополнений, в части введение новых показателей, оценивающих эффективность государственных программ социальной направленности, а также качество аудита и контроля в бюджетной сфере. Предложено не использовать индикаторы, имеющие значение «да» или «нет», поскольку качество управления в любой сфере деятельности оценивается не наличием каких-либо решений, а их качеством. Выбор индикативных показателей должен осуществляться с точки зрения отражения степени достижения не только операционных, но также тактических и стратегических результатов.