Формирование концепции ответственного кредитования коммерческого банка (на примере ООО Home Credit Bank)

Гараев Рахил Рафаил Оглы

Аннотация


Залог успешного развития коммерческого банка – это завоевание доверия клиентов, стремление к укреплению и развитию долгосрочных двухсторонних взаимовыгодных отношений. Основополагающим фактором, оказывающим влияние на клиента при посещении банка и формирующим его лояльность, является удовлетворение его потребностей в ходе обслуживания, правильная оценка его финансового положения, честность и открытость перед клиентом, а также уважительное отношение к его мнению и возможным пожеланиям.
Термин «Ответственное кредитование» довольно субъективен. Банк в первую очередь выступает перераспределителем временно свободных денежных средств от одних субъектов экономики к другим. Требуя возврата кредитов, банк действует прежде всего в интересах тех людей, кто доверил ему свои денежные средства. В этом заключается смысл ответственности в области кредитования.
Важно постоянно работать над повышением доверия населения к банкам, которое подвергалось испытаниям прошедшими кризисами, и преодолением бытующих негативных стереотипов о банках. В последнее время эта работа и усвоение прошлого опыта начало приносить плоды: с одной стороны, банки стали более осмотрительны в выдаче кредитов, с другой стороны, надо отметить, что и финансовая грамотность населения России также растет. Это не может не восприниматься как положительный фактор, напрямую влияющий на качество задолженности.
В целом, российские банки ведут активную работу по развитию своих кредитных услуг, будь то внедрение принципиально новых продуктов или совершенствование существующих продуктов и практик, а главное – стремятся к более индивидуальному подходу к каждому клиенту. Так что можно ожидать, что ответственное кредитование в ближайшее время станет общей нормой работы российских банков.
Доступность кредитных ресурсов, как правило, предоставляет населению больший выбор для осуществления его экономических планов, но органам власти необходимо иметь в виду, что чрезмерная задолженность потребителей влечет за собой негативные последствия, возникающие в результате безответственного предоставления и использования розничных кредитных продуктов.
В России культура потребительского кредитования начала складываться с 2000-х гг., когда фактически была создана банковская система современной России. Стали формироваться традиции кредитования, основные механизмы взаимодействия граждан и банковского сообщества. Само понятие «ответственное кредитование» является новым для нашей страны, тогда как в развитых странах, прежде всего в США и в Европе, принципы ответственного кредитования имеют давнюю историю.
Создание в России эффективной системы ответственного кредитования является особенно актуальным процессом в настоящее время, учитывая непростую экономическую ситуацию. В условиях быстро меняющейся экономической конъюнктуры граждане должны уметь ориентироваться в обстановке, правильно оценивать свои финансовые возможности и выбирать наиболее оптимальные для них кредитные продукты. Банки должны предоставлять гражданам достоверную и полную информацию о займе, осуществлять тщательную оценку кредитоспособности потенциальных заемщиков, исходя из их возможности выплатить кредит полностью (как основной долг, так и проценты по нему), обеспечивать погашение клиентом кредита без возникновения у него финансовых трудностей.

Целью написания магистерской диссертации является изучение и развитие формирования концепции ответственного кредитования в ООО «Home Credit Bank». В рамках поставленной цели в работе поставлены следующие задачи:
 Изучить сущность ответственного кредитования;
 Сформировать концепции ответственного кредитования в ООО «Хоум Кредит Банк»;
 Выявить проблемы формирования ответственного кредитования и предложить разработки модели ответственного кредитования в банке.
Объектом рассмотрения в магистерской диссертации является ООО «Хоум Кредит Банк», предметом рассмотрения является ответственное кредитование как современный стандарт взаимодействия кредитора и заемщика.