Автоматизация процесса профилирования абитуриентов УрФУ
Аннотация
Современная молодежь редко выбирает будущую профессию с учетом собственной профпригодности и востребованности на рынке труда, чаще выбор делается с точки зрения престижа, возможного уровня заработной платы, рекомендаций родителей. Вследствие чего молодые люди обучаются в образовательных организациях профессионального образования специальностям, с которыми заведомо не связывают свою будущую трудовую деятельность или же после окончания высшего учебного заведения, с дипломом на руках и полной уверенностью в завтрашнем дне, молодые специалисты сталкиваются с проблемой трудоустройства.
Необходимо обратить внимание на тот момент, когда уже вчерашний выпускник, а ныне абитуриент, приходит в приемные комиссии вузов и подает свои пакеты документов на те или иные специальности. Это и есть важный шаг в будущее для абитуриента. Главное – не ошибиться. И на этом этапе только Университет может оказать ему значительную помощь, поддержку и уверенность в завтрашнем дне. Задача Университета в этом момент максимально точно помочь определить абитуриенту, как соискателю будущей профессии, подходящую и нужную ему направленность, профессиональную сферу, специализацию, специальность. Чтобы в дальнейшем он смог связать свою будущую трудовую деятельность с квалификацией, проставленной в дипломе.
Тем самым и обусловлена актуальность проблемы эффективного управления профессиональной ориентации молодежи в системе работы вуза по средствам автоматизированной системы. Для решения проблемы необходимо разработать автоматизированную систему профессионального ориентирования для абитуриентов высшего учебного заведения, которая максимально точно и индивидуально будет помогать школьникам и абитуриентам определить свои личностные и профессиональные качества, определить уровень психологического состояния, и помочь сориентироваться среди многочисленных внутренних институтов, департаментов, факультетов, кафедр и выбрать свое направление обучения, свою специальность, а в дальнейшем и помочь разработать индивидуальную траекторию обучения.
Целью диссертационной работы является разработка основ концепции автоматизации процесса профилирования абитуриентов Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучение методик из области психологической диагностики, применяемые для профориентационного тестирования.
2. Анализ существующей системы профилирования в системе работы Университета.
3. Анализ подобных функционирующих программных продуктов в рамках объекта автоматизации.
4. Построение логического проекта системы и создание диаграмм для визуализации модели с помощью специальных CASE средств.
5.Описание основных алгоритмов обработки результатов профориентационного тестирования
6. Разработка рекомендаций по созданию автоматизированной системы профилирования абитуриентов, поступающих в УрФУ.
Для решения поставленных задач применялись различные методы исследования такие как: метод исследований, метод структурного и сравнительного анализа, метод наблюдения и экспертной оценки, метод экспертного опроса, объектно-ориентированный метод, метод функционального моделирования процессов, метод сбора и обработки данных, теории алгоритмов и системного анализа.
Предметом исследования данной работы является проект автоматизированной системы профилирования абитуриентов УрФУ.
Объектом исследования данной работы является автоматизированная системы профилирования абитуриентов УрФУ.
Использование новых методов и практических рекомендаций по автоматизации системы профилирования школьников и абитуриентов стало возможно, благодаря работам отечественных и зарубежных ученых, таких как:
Бодров В.А., Зеер Э.Ф., Зуева Л.Ю., Климов Е.А., Пряжникова Е.Ю., Пряжников Н.С., Шишов С.Е., Агапов И.Г., другие. Однако, мало кто говорит о роли высшего учебного заведения в системе профессионального воспитания и ориентации в условиях развития информационных технологий, в связи с чем, существует потребность в развитии данного направления.
Научная новизна исследования заключается в разработке основ концепции по созданию автоматизированной системы профилирования абитуриентов с применением различных батарей тестов, основанных на методиках психологической диагностики. Кроме того, в работе сделаны предложения по дальнейшему совершенствованию и развитию данной системы.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использовать разработанную систему, батареи тестов как для выявления психологического состояния абитуриента, его личностных и профессиональных качеств, так и для построения индивидуальной траектории обучения студента.
Структура диссертации и объем работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав и 14 параграфов, заключения, списка использованной литературы и содержит 17 рисунков. Объем работы составляет 102 страницы печатного текста.
Необходимо обратить внимание на тот момент, когда уже вчерашний выпускник, а ныне абитуриент, приходит в приемные комиссии вузов и подает свои пакеты документов на те или иные специальности. Это и есть важный шаг в будущее для абитуриента. Главное – не ошибиться. И на этом этапе только Университет может оказать ему значительную помощь, поддержку и уверенность в завтрашнем дне. Задача Университета в этом момент максимально точно помочь определить абитуриенту, как соискателю будущей профессии, подходящую и нужную ему направленность, профессиональную сферу, специализацию, специальность. Чтобы в дальнейшем он смог связать свою будущую трудовую деятельность с квалификацией, проставленной в дипломе.
Тем самым и обусловлена актуальность проблемы эффективного управления профессиональной ориентации молодежи в системе работы вуза по средствам автоматизированной системы. Для решения проблемы необходимо разработать автоматизированную систему профессионального ориентирования для абитуриентов высшего учебного заведения, которая максимально точно и индивидуально будет помогать школьникам и абитуриентам определить свои личностные и профессиональные качества, определить уровень психологического состояния, и помочь сориентироваться среди многочисленных внутренних институтов, департаментов, факультетов, кафедр и выбрать свое направление обучения, свою специальность, а в дальнейшем и помочь разработать индивидуальную траекторию обучения.
Целью диссертационной работы является разработка основ концепции автоматизации процесса профилирования абитуриентов Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучение методик из области психологической диагностики, применяемые для профориентационного тестирования.
2. Анализ существующей системы профилирования в системе работы Университета.
3. Анализ подобных функционирующих программных продуктов в рамках объекта автоматизации.
4. Построение логического проекта системы и создание диаграмм для визуализации модели с помощью специальных CASE средств.
5.Описание основных алгоритмов обработки результатов профориентационного тестирования
6. Разработка рекомендаций по созданию автоматизированной системы профилирования абитуриентов, поступающих в УрФУ.
Для решения поставленных задач применялись различные методы исследования такие как: метод исследований, метод структурного и сравнительного анализа, метод наблюдения и экспертной оценки, метод экспертного опроса, объектно-ориентированный метод, метод функционального моделирования процессов, метод сбора и обработки данных, теории алгоритмов и системного анализа.
Предметом исследования данной работы является проект автоматизированной системы профилирования абитуриентов УрФУ.
Объектом исследования данной работы является автоматизированная системы профилирования абитуриентов УрФУ.
Использование новых методов и практических рекомендаций по автоматизации системы профилирования школьников и абитуриентов стало возможно, благодаря работам отечественных и зарубежных ученых, таких как:
Бодров В.А., Зеер Э.Ф., Зуева Л.Ю., Климов Е.А., Пряжникова Е.Ю., Пряжников Н.С., Шишов С.Е., Агапов И.Г., другие. Однако, мало кто говорит о роли высшего учебного заведения в системе профессионального воспитания и ориентации в условиях развития информационных технологий, в связи с чем, существует потребность в развитии данного направления.
Научная новизна исследования заключается в разработке основ концепции по созданию автоматизированной системы профилирования абитуриентов с применением различных батарей тестов, основанных на методиках психологической диагностики. Кроме того, в работе сделаны предложения по дальнейшему совершенствованию и развитию данной системы.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использовать разработанную систему, батареи тестов как для выявления психологического состояния абитуриента, его личностных и профессиональных качеств, так и для построения индивидуальной траектории обучения студента.
Структура диссертации и объем работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав и 14 параграфов, заключения, списка использованной литературы и содержит 17 рисунков. Объем работы составляет 102 страницы печатного текста.