Актуальные проблемы развития и разработка системы дистанционного обучения на базе Бизнес-школы УрФУ
Аннотация
XXI век — век информационных технологий. Мы живем в этом веке уже второй десяток лет и начинаем ощущать не только удивительные достижения человеческой цивилизации, но и пагубные последствия этой самой цивилизации, порожденные завышенными амбициями человека перед природой, неразумным отношением к себе самому, своему физическому и духовному здоровью. Интернет — один из величайших плодов этой цивилизации, открыл широчайшую дорогу к познанию, культуре, взаимопониманию народов, отдельных людей, толерантности. И вместе с тем тот же компьютер, Интернет несут в себе опасность дезинформации, ведущей к конфликтам, взаимонепониманию, политическим спекуляциям, искушению молодых, неокрепших душ, и, кроме всего прочего, определенную опасность для здоровья при неразумном их использовании. Пессимисты указывают и на опасность изоляции человека, его все возрастающей зависимости от информационных технологий в ущерб живому общению.
Мы живем в технологическом обществе, на пороге информационного общества, в котором информация, ее постоянно обновляющиеся ресурсы играют основополагающую роль в развитии наукоемких производств, высокоэффективных технологий, культуры их эксплуатации и воспроизводства.
Конечно, как всегда, во все времена мы обращаемся к истокам цивилизации — просвещению, образованию. Только через систему образования можно воспитать в людях умение самостоятельно мыслить, решать, что хорошо, а что плохо с моральной, профессиональной, обшекультурной, общечеловеческой точек зрения.
Целевая направленность интеллектуального развития, формирования критического мышления относится к системе образования в целом. Компьютер, телевидение, кино всего лишь средства реализации человеческих мыслей. Как они будут использованы — во благо или во зло, — зависит от нас с вами. Особенно это важно для системы образования. Человеческий разум дает в руки педагога уникальное, мощное средство для просвещения, воспитания людей, для преодоления взаимонепонимания, знакомства с культурами других народов, для понимания того простого факта, что все мы жители одной планеты — Земля. Те же технологии дают нам шанс сделать образование подлинно демократическим, предоставив возможность выбора для каждого жителя нашей страны получить образование, профессию, повысить свой культурный и профессиональный уровень. Сумеем ли мы воспользоваться этим шансом?
В данной выпускной квалификационной работе речь пойдет о дистанционной форме обучения, как о технологической стороне проблемы, так и о педагогической. К сожалению, в подавляющем большинстве публикаций, касающихся дистанционной формы обучения, все или почти все сводится к использованию информационных технологий. Авторы отталкиваются не от дидактических задач, а от возможностей коммуникационных, компьютерных технологий. Подобные попытки часто заводят в тупик. В истории педагогики это уже стало обычным явлением. Появляется новое техническое средство — и тут же некоторые горячие головы пытаются все наболевшие проблемы учебного процесса решить с его помощью. Так в свое время было с учебным телевидением, учебным кино, лингафоном, различными обучающими устройствами и т.д. На самом деле задача одна — совершенствование учебного процесса, в первую очередь — более эффективная организация познавательной деятельности ученика (студента). Любые технические, информационные средства остаются именно средствами решения заданных дидактических задач.
Нынешний век — век информационных технологий. Мы каждый день сталкиваемся с необходимостью так или иначе воспринимать самую разнообразную информацию, работать с ней. Информация становится приоритетной ценностью во всех областях знания, политики, экономики, культуры. Отсутствие информации, ее недостаток ведут к печальным последствиям как для специалиста в его профессиональной деятельности, так и для нации, для народа в целом. Те, кто владеет информацией, получают мощный рычаг для дальнейшего продвижения в своей области знания, профессии. Но этот же рычаг может служить средством давления на людей, манипулирования их сознанием, так как одну и ту же информацию можно подать разными способами, и эффект можно получить тоже различный в зависимости от поставленной цели или полученного заказа. Мы уже имели возможность познакомиться с грязными политтехнологиями, пиар-акциями. Противодействие здесь одно — уметь самостоятельно разбираться в потоке информации, которая поступает к нам с экрана телевизора, с монитора компьютера из Интернета, из приемников, газет и журналов, в море информации, касающейся самых разнообразных проблем нашей жизни, нашей профессии, информации, действительно ценной для нас или абсолютно бесполезной, а то и не слишком грамотной или просто дезинформации. Разобраться в этом постоянно меняющемся потоке можно, только если мы умеем искать нужную нам в данный момент информацию, отметая все наносное, умеем анализировать ее, извлекая разумные зерна правды, умеем искать и находить достойные внимания достоверные факты и оперировать ими. Другими словами, если мы умеем оценивать поступающую информацию, учитывая стоящие перед нами задачи и прослеживая возможные последствия принятия решений. Все это входит в понятие критического мышления.
Вот почему нет ничего более важного в наш информационный век для системы образования, чем формирование самостоятельного критического мышления, что в свою очередь предполагает интеллектуальное и нравственное развитие личности.
Дистанционное обучение (далее ДО) — новая для нас форма обучения. Еще много неясностей, много трудностей возникает в процессе ее внедрения. Как всегда, находятся люди, которые хотят сделать всё быстро и обязательно с большой выгодой для себя. В результате принимаются поспешные решения, о которых мы будем в недалеком будущем сожалеть, но на выполнение которых успеем потратить немалые деньги. Хотелось бы разобраться в сущности дистанционного обучения, его специфике, его роли и месте в системе непрерывного образования, понять, какие задачи и каким образом данная форма обучения может решать наиболее эффективно. Поэтому очень важно разобраться с терминологией.
ДО стало уже свершившимся фактом не только за рубежом, но и в нашей стране. По данным Министерства образования РФ, в 2002 г. в системе высшего образования учились по дистанционной форме более 200 тыс. студентов России в более чем 20 вузах страны. В 2013 г. аудитория слушателей дистанционных курсов уже насчитывает десятки миллионов человек, и более 50 крупных онлайн-университетов [40]. Только негосударственное образовательное частное учреждение дополнительного профессионального образования «Национальный Открытый Университет «ИНТУИТ» ежегодно обучает дистанционно свыше 60 тыс. студентов. Около 50 тыс. граждан РФ, постоянно проживающих на территории России, являются учащимися иностранных образовательных организаций и обучаются дистанционно. Министерство образования РФ ведет работу по созданию единой системы дистанционного образования в России. В настоящее время развивается «Национальная платформа открытого образования», которая объединяет 9 крупных научно-образовательных учреждений, в том числе УрФУ. Решаются проблемы обеспечения качества информационно-программных средств учебного назначения. С этой целью разработан и внедрен комплекс нормативно-технических документов для обеспечения качества и сертификации информационно-программных средств учебного назначения. Разработан проект стандарта качества дистанционного образования «Дистанционное образование. Контроль и оценка качества дистанционного образования».
Все вышесказанное относится к высшей школе. ДО не столь уверенно и интенсивно, но все же входит и в среднее образование. Нынешняя система школьного образования явно дает сбои не столько в отношении содержания образования, сколько формы. Шесть, семь, а то и восемь уроков в день — не просто перегрузка, но и потерянное время, которое с помощью технологий дистанционного обучения можно было бы использовать с гораздо большей пользой для учащихся и с меньшими затратами энергии. Принята программа интернетизации сельской школы, которая уже вступила в действие и реализуется в различных регионах страны. Увеличивается массовость доступа в Интернет общеобразовательных школ, финансируемых различными административными структурами [41].
Однако в этой сфере нужно быть особенно осторожными с введением новой формы обучения. Нормативно-правовая база должна учитывать специфику этих образовательных учреждений. Конечно, для школы дистанционная форма обучения пока еще не очень понятна. Но ее востребованность ощущается не только со стороны детей, которые по тем или иным причинам не могут посещать очную школу. Многие школьники страдают от отсутствия квалифицированных учителей, необходимой информации. Профильное обучение в дистанционной форме могло бы обеспечить многие миллионы школьников курсами по выбранным ими профилям, а не только по тем профилям, которые может предложить им их школа. С введением единого государственного экзамена эта востребованность в школах возрастет многократно, поскольку появляется реальная возможность для выпускников из отдаленных регионов страны поступать в престижные учебные заведения.
Для учителей также открываются уникальные возможности повышения квалификации не только по месту жительства, но и в научных центрах страны, возможность обмениваться опытом с коллегами из других регионов через виртуальные методические объединения, участвовать в виртуальных телеконференциях.
Чтобы хоть немного во всем этом разобраться мы решили обобщить наш собственный исследовательский и практический опыт по организации и проведению дистанционного обучения, высказать свое видение перспектив развития этой формы обучения.
Мы живем в технологическом обществе, на пороге информационного общества, в котором информация, ее постоянно обновляющиеся ресурсы играют основополагающую роль в развитии наукоемких производств, высокоэффективных технологий, культуры их эксплуатации и воспроизводства.
Конечно, как всегда, во все времена мы обращаемся к истокам цивилизации — просвещению, образованию. Только через систему образования можно воспитать в людях умение самостоятельно мыслить, решать, что хорошо, а что плохо с моральной, профессиональной, обшекультурной, общечеловеческой точек зрения.
Целевая направленность интеллектуального развития, формирования критического мышления относится к системе образования в целом. Компьютер, телевидение, кино всего лишь средства реализации человеческих мыслей. Как они будут использованы — во благо или во зло, — зависит от нас с вами. Особенно это важно для системы образования. Человеческий разум дает в руки педагога уникальное, мощное средство для просвещения, воспитания людей, для преодоления взаимонепонимания, знакомства с культурами других народов, для понимания того простого факта, что все мы жители одной планеты — Земля. Те же технологии дают нам шанс сделать образование подлинно демократическим, предоставив возможность выбора для каждого жителя нашей страны получить образование, профессию, повысить свой культурный и профессиональный уровень. Сумеем ли мы воспользоваться этим шансом?
В данной выпускной квалификационной работе речь пойдет о дистанционной форме обучения, как о технологической стороне проблемы, так и о педагогической. К сожалению, в подавляющем большинстве публикаций, касающихся дистанционной формы обучения, все или почти все сводится к использованию информационных технологий. Авторы отталкиваются не от дидактических задач, а от возможностей коммуникационных, компьютерных технологий. Подобные попытки часто заводят в тупик. В истории педагогики это уже стало обычным явлением. Появляется новое техническое средство — и тут же некоторые горячие головы пытаются все наболевшие проблемы учебного процесса решить с его помощью. Так в свое время было с учебным телевидением, учебным кино, лингафоном, различными обучающими устройствами и т.д. На самом деле задача одна — совершенствование учебного процесса, в первую очередь — более эффективная организация познавательной деятельности ученика (студента). Любые технические, информационные средства остаются именно средствами решения заданных дидактических задач.
Нынешний век — век информационных технологий. Мы каждый день сталкиваемся с необходимостью так или иначе воспринимать самую разнообразную информацию, работать с ней. Информация становится приоритетной ценностью во всех областях знания, политики, экономики, культуры. Отсутствие информации, ее недостаток ведут к печальным последствиям как для специалиста в его профессиональной деятельности, так и для нации, для народа в целом. Те, кто владеет информацией, получают мощный рычаг для дальнейшего продвижения в своей области знания, профессии. Но этот же рычаг может служить средством давления на людей, манипулирования их сознанием, так как одну и ту же информацию можно подать разными способами, и эффект можно получить тоже различный в зависимости от поставленной цели или полученного заказа. Мы уже имели возможность познакомиться с грязными политтехнологиями, пиар-акциями. Противодействие здесь одно — уметь самостоятельно разбираться в потоке информации, которая поступает к нам с экрана телевизора, с монитора компьютера из Интернета, из приемников, газет и журналов, в море информации, касающейся самых разнообразных проблем нашей жизни, нашей профессии, информации, действительно ценной для нас или абсолютно бесполезной, а то и не слишком грамотной или просто дезинформации. Разобраться в этом постоянно меняющемся потоке можно, только если мы умеем искать нужную нам в данный момент информацию, отметая все наносное, умеем анализировать ее, извлекая разумные зерна правды, умеем искать и находить достойные внимания достоверные факты и оперировать ими. Другими словами, если мы умеем оценивать поступающую информацию, учитывая стоящие перед нами задачи и прослеживая возможные последствия принятия решений. Все это входит в понятие критического мышления.
Вот почему нет ничего более важного в наш информационный век для системы образования, чем формирование самостоятельного критического мышления, что в свою очередь предполагает интеллектуальное и нравственное развитие личности.
Дистанционное обучение (далее ДО) — новая для нас форма обучения. Еще много неясностей, много трудностей возникает в процессе ее внедрения. Как всегда, находятся люди, которые хотят сделать всё быстро и обязательно с большой выгодой для себя. В результате принимаются поспешные решения, о которых мы будем в недалеком будущем сожалеть, но на выполнение которых успеем потратить немалые деньги. Хотелось бы разобраться в сущности дистанционного обучения, его специфике, его роли и месте в системе непрерывного образования, понять, какие задачи и каким образом данная форма обучения может решать наиболее эффективно. Поэтому очень важно разобраться с терминологией.
ДО стало уже свершившимся фактом не только за рубежом, но и в нашей стране. По данным Министерства образования РФ, в 2002 г. в системе высшего образования учились по дистанционной форме более 200 тыс. студентов России в более чем 20 вузах страны. В 2013 г. аудитория слушателей дистанционных курсов уже насчитывает десятки миллионов человек, и более 50 крупных онлайн-университетов [40]. Только негосударственное образовательное частное учреждение дополнительного профессионального образования «Национальный Открытый Университет «ИНТУИТ» ежегодно обучает дистанционно свыше 60 тыс. студентов. Около 50 тыс. граждан РФ, постоянно проживающих на территории России, являются учащимися иностранных образовательных организаций и обучаются дистанционно. Министерство образования РФ ведет работу по созданию единой системы дистанционного образования в России. В настоящее время развивается «Национальная платформа открытого образования», которая объединяет 9 крупных научно-образовательных учреждений, в том числе УрФУ. Решаются проблемы обеспечения качества информационно-программных средств учебного назначения. С этой целью разработан и внедрен комплекс нормативно-технических документов для обеспечения качества и сертификации информационно-программных средств учебного назначения. Разработан проект стандарта качества дистанционного образования «Дистанционное образование. Контроль и оценка качества дистанционного образования».
Все вышесказанное относится к высшей школе. ДО не столь уверенно и интенсивно, но все же входит и в среднее образование. Нынешняя система школьного образования явно дает сбои не столько в отношении содержания образования, сколько формы. Шесть, семь, а то и восемь уроков в день — не просто перегрузка, но и потерянное время, которое с помощью технологий дистанционного обучения можно было бы использовать с гораздо большей пользой для учащихся и с меньшими затратами энергии. Принята программа интернетизации сельской школы, которая уже вступила в действие и реализуется в различных регионах страны. Увеличивается массовость доступа в Интернет общеобразовательных школ, финансируемых различными административными структурами [41].
Однако в этой сфере нужно быть особенно осторожными с введением новой формы обучения. Нормативно-правовая база должна учитывать специфику этих образовательных учреждений. Конечно, для школы дистанционная форма обучения пока еще не очень понятна. Но ее востребованность ощущается не только со стороны детей, которые по тем или иным причинам не могут посещать очную школу. Многие школьники страдают от отсутствия квалифицированных учителей, необходимой информации. Профильное обучение в дистанционной форме могло бы обеспечить многие миллионы школьников курсами по выбранным ими профилям, а не только по тем профилям, которые может предложить им их школа. С введением единого государственного экзамена эта востребованность в школах возрастет многократно, поскольку появляется реальная возможность для выпускников из отдаленных регионов страны поступать в престижные учебные заведения.
Для учителей также открываются уникальные возможности повышения квалификации не только по месту жительства, но и в научных центрах страны, возможность обмениваться опытом с коллегами из других регионов через виртуальные методические объединения, участвовать в виртуальных телеконференциях.
Чтобы хоть немного во всем этом разобраться мы решили обобщить наш собственный исследовательский и практический опыт по организации и проведению дистанционного обучения, высказать свое видение перспектив развития этой формы обучения.