Управление коммерциализацией ИТ- инноваций по показателям согласования интересов производителя и потребителя

Дерябина Инна Юрьевна

Аннотация


Актуальность исследования. В настоящее время в условиях нестабильной внешней среды, коммерциализация инноваций является важнейшим элементом инновационного процесса, она служит одним из основных условий успешного внедрения результатов инновационной деятельности в любой стране. Это давление выражается в изменении поведения потребителей; усилении конкуренции; общемировом развитии новых разнохарактерных технологий; глобализации спроса и предложения. Поэтому, для эффективности управления коммерциализацией ИТ-инноваций, необходимо четко установить характер взаимодействий между участниками процесса инновационного развития, определить порядок информационного обмена и последовательность применения соответствующих инструментов.
Методические и теоретические положения концепции обеспечения и управления инновационными процессами предприятий, специфика управления информационного обеспечения инновационной деятельности, способствующей созданию и коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности, а также использования оптимальных подходов к оценке эффективности инновационной деятельности региона в современной научной экономической литературе исследованы недостаточно полно. Все эти условия требуют разработки методических положений.
Целью работы является разработка методики оценки управления коммерциализацией ИТ-инноваций по показателям согласования интересов производителя и потребителя.
Объектом исследования выступает коммерциализация ИТ-инноваций.
Предметом исследования - процесс оценки эффективности управления коммерциализацией ИТ-инноваций по показателям согласования интересов производителей и потребителей.
Выводы.
Изучена сущность процесса управления коммерциализацией ИТ-инноваций, где проведен сравнительный анализ сущности и содержание процесса коммерциализации инноваций в трактовках различных авторов. Поэтому, на основе проанализированной литературы, предложено рассматривать коммерциализацию ИТ-инноваций как процесс выведения ее на рынок с целью получения прибыли.
Исследована специфика управления коммерциализацией ИТ-инноваций и процессами её движения, где были рассмотрены основные подходы коммерциализации инноваций: технический, институциональный, процессный, рыночный, проектный. Исследованы этапы коммерциализации, на основании которых была построена схема.
Отображены на концептуальном уровне функциональные взаимосвязи управления коммерциализацией ИТ-инноваций по показателям согласования интересов производителя и потребителя, который включает принципы, функции, подходы, теории управления инновационной системой, факторы внешней и внутренней среды и уровень баланса, который должен находиться в зоне компромисса или консенсуса.
Рассмотрены методы: системный подход, структурный, информационный, процессно-ориентированный; и технологии: ARIS, UML, IDEF сети Петри. К тому же была построена организационная структура и диаграммы бизнес-процессов Центра коммерциализации технологий.
Сформирована методика оценки эффективности управления коммерциализацией ИТ-инноваций по показателям согласования интересов производителя и потребителя, где для построения были рассмотрены формы собственности источников финансирования и изучены типы объектов интеллектуальной собственности. Кроме этого, определены эффекты, которые ожидают получить потребители от внедрения ИТ-инноваций.
Определен механизм выбора стратегии управления коммерциализацией ИТ-инноваций, где основой являются блоки функций стратегического управления. Предложенный механизм стратегического управления коммерциализацией ИТ-инноваций позволит систематизировать инновационные преобразования, организовать рациональное взаимодействие всех внутренних элементов системы, осуществит контроль над инновациями на предприятиях, обеспечивая конкурентоспособность товаров и услуг, предоставление потребителям продукции (товаров, услуг) с новыми показателями высокого качества, рост ВВП, объемов реализации продукции для государства.
Построена концептуальная модель коммерциализации ИТ-инноваций, и реализована на ее основе системно-динамическая модель в программном пакете Powersim, которая позволит повысить эффективность управления.
Разработаны инструменты оценки управления коммерциализацией ИТ-инноваций по показателям согласования интересов производителя и потребителя. Выявлено, что на определенных этапах процесса управления коммерциализацией инноваций используются следующие виды: аудит розничной торговли, фокус-группа, интернет-реклама, контекстная реклама, медийная реклама, тизерная реклама, промо-сайт, PR,BTL –реклама.
Проведена оценка эффективности управления коммерциализацией ИТ-инноваций по показателям согласования интересов производителя и потребителя для выбора оптимальной стратегии инновационного развития региона.