Аналитическая деятельность по противодействию информационным угрозам органам ГМУ
Аннотация
В начале 21 века сформировано глобальное информационное пространство, основанное на сети Интернет и за прошедшие с начала века пятнадцать лет стало очевидным, что за обладание информационным превосходством ведется острая борьба. Иногда эта борьба приобретает характер информационных войн. Специфика информационного пространства состоит в том, что уровень и качество его развития решающим образом влияет на основные сферы современного общества, а именно на его социально-политическую, экономическую и культурно идеологическую сферы. От их уровня развития зависит повседневное поведение людей, успешность формирования общественно-политических движений, а так же социальная безопасность . В результате, вопрос обеспечения безопасности информационного пространства государства превращается в один из приоритетных вопросов государства.
Основным механизмом защиты информационного пространства государства является выработка эффективной концепции информационной политики, учитывающей как существующие информационные вызовы, так и потенциальные вызовы и связанные с ним угрозы государству. Для разработки данной концепции в условиях непрерывно идущего информационного воздействия необходимо осуществление серьезной аналитической работы, выявляющий характер взаимосвязей, взаимного влияния, взаимообусловленности политических и информационных процессов в современном обществе, а также выявление приоритетных целей при осуществлении информационного воздействия, определяемых природой, формами, а также закономерностями конкуренции в информационном пространстве.
Необходимо подчеркнуть, что осуществление успешной деятельности лиц, наделенных правом принимать решения совершенно невозможна без глубокого и всеобъемлющего изучения обстановки на «информационном фронте». Для этого необходимо знать не только то, что уже произошло или происходит в настоящий момент, но также и возможные сценарии развития ситуации. В таких условиях, роль аналитических служб возрастает, вместе с зависимостью от них лиц, принимающих решения. Этим обусловлена актуальность темы магистерского диссертационного исследования.
Целью магистерской диссертации является анализ существующих, а также инновационных аналитических методик способных эффективно противодействовать информационным угрозам органам государственного и муниципального управления.
Задачи магистерской диссертации:
1. Дать определение информационным ресурсам как основному ресурсу для осуществления аналитической деятельности.
2. Дать четкое определение механизму аналитической деятельности.
3. Выявить и дать четкое определение современным источникам информационной угрозы для государственного механизма.
4. Определить место аналитической работы в системе государственного и муниципального управления.
5. Рассмотреть существующие механизмы по ведению аналитической деятельности и механизмы осуществления информационной защиты в органах государственной власти.
6. Рассмотреть возможность потенциальных изменений в существующих аналитических механизмах.
Объектом исследования нашей диссертации является аналитическая деятельность в органах государственного и муниципального управления.
Предметом магистерской диссертации являются методы анализа информационных угроз органам государственного и муниципального управления.
Гипотеза диссертационного исследования: Активный процесс развития информационных технологий и их повсеместное внедрение, как в повседневную жизнь общества, так и в механизмы государственного и муниципального управления привело к кардинальному изменению методов аналитической деятельности.
Наша гипотеза основывается на понимании того, что внедрение принципиально новых информационных технологий в систему аналитической деятельности дает возможность для кардинального улучшения работы данного механизма. За счет принципиально новых механизмов по сбору, обработке и хранению информации повышается качество ее анализа.
Степень научной разработанности проблемы исследования.
Проблема информационных угроз в отношении органов государственной власти, а так же методики противодействия данным угрозам в своих работах рассматривает целый ряд ученых, среди них особенно можно выделить работы таких ученых как монографию А. В. Манойло «Государственная информационная политика в особых случаях», работы Н. И. Чергинеца «Государственная политика в области информационной безопасности: состояние и перспективы развития» и «Национальная безопасность: управленческие и информационные технологии обеспечения», доклад Д. Б. Фролова «Новые угрозы безопасности: информационная война и информационное оружие», а так же работу А. А. Стрельцова «Обеспечение информационной безопасности России. Теоретические и методологические основы». Все эти ученые оказали большое влияние на исследование проблемы информационных угроз и так же на выработку методик по осуществлению прогнозирования новых информационных угроз.
Аналитическая деятельность как организационно-правовой и технологический комплекс уже получила широкое распространение в отечественном государственном механизме. При этом необходимо добавить, что комплексная и целостная аналитическая деятельность по направлению формирования информационной политики является относительно новым явлением в системе Российского государственного управления. Нельзя не отметить, что качеству аналитической деятельности и информационной безопасности уделяется большое внимание такими авторитетными организациями как Российский совет по международным делам (РСМД) и Академия информационной самозащиты .
Из этого вытекает научная новизна нашего диссертационного исследования, которое состоит в следующем:
1. Мы считаем, что формулировка «информационно-аналитическая деятельность» не нуждается в использовании определения информационная» и может (должна) звучать следующим образом - аналитическая деятельность.
2. Дальнейшее развитие классификации киберугроз до следующего вида: киберпреступность, криптовалюта и кибервойны.
3. Практические рекомендации по дальнейшему формированию государственно системы информационной безопасности.
Таким образом, научная новизна нашего диссертационного исследования состоит в выявлении новых элементов для анализа современных информационных угроз государству.
Методологические основания исследования.
В ходе исследования используются исторический метод.
Исторический метод позволяет рассмотреть тенденции развития аналитической деятельности в органах государственного и муниципального управления, выявить эволюционные изменения данного механизма с течением эволюции механизмов государственной власти.
В исследовании также используются другие общенаучные методы исследования: анализ, синтез, индукция.
В первой главе магистерской диссертации проведен анализ таких явлений как информационные ресурсы, а также раскрыто содержание информационно аналитической работы и дано определение их месту в существующей системе органов государственной власти.
Во второй главе магистерской диссертации дано определение актуальным источникам информационных угроз, таких как террористические организации и некоммерческие организации.
В третьей главе магистерской диссертации дано определение существующим механизмам по осуществлению государственной информационной безопасности, а именно: концепции информационной политики Российской Федерации; существующей на настоящий момент системе государственной информационной защиты; специфика противодействия информационной угрозе; практические мероприятия по формированию эффективной системы государственной системы информационной безопасности.
Магистерская диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы из 112 наименований.
Основным механизмом защиты информационного пространства государства является выработка эффективной концепции информационной политики, учитывающей как существующие информационные вызовы, так и потенциальные вызовы и связанные с ним угрозы государству. Для разработки данной концепции в условиях непрерывно идущего информационного воздействия необходимо осуществление серьезной аналитической работы, выявляющий характер взаимосвязей, взаимного влияния, взаимообусловленности политических и информационных процессов в современном обществе, а также выявление приоритетных целей при осуществлении информационного воздействия, определяемых природой, формами, а также закономерностями конкуренции в информационном пространстве.
Необходимо подчеркнуть, что осуществление успешной деятельности лиц, наделенных правом принимать решения совершенно невозможна без глубокого и всеобъемлющего изучения обстановки на «информационном фронте». Для этого необходимо знать не только то, что уже произошло или происходит в настоящий момент, но также и возможные сценарии развития ситуации. В таких условиях, роль аналитических служб возрастает, вместе с зависимостью от них лиц, принимающих решения. Этим обусловлена актуальность темы магистерского диссертационного исследования.
Целью магистерской диссертации является анализ существующих, а также инновационных аналитических методик способных эффективно противодействовать информационным угрозам органам государственного и муниципального управления.
Задачи магистерской диссертации:
1. Дать определение информационным ресурсам как основному ресурсу для осуществления аналитической деятельности.
2. Дать четкое определение механизму аналитической деятельности.
3. Выявить и дать четкое определение современным источникам информационной угрозы для государственного механизма.
4. Определить место аналитической работы в системе государственного и муниципального управления.
5. Рассмотреть существующие механизмы по ведению аналитической деятельности и механизмы осуществления информационной защиты в органах государственной власти.
6. Рассмотреть возможность потенциальных изменений в существующих аналитических механизмах.
Объектом исследования нашей диссертации является аналитическая деятельность в органах государственного и муниципального управления.
Предметом магистерской диссертации являются методы анализа информационных угроз органам государственного и муниципального управления.
Гипотеза диссертационного исследования: Активный процесс развития информационных технологий и их повсеместное внедрение, как в повседневную жизнь общества, так и в механизмы государственного и муниципального управления привело к кардинальному изменению методов аналитической деятельности.
Наша гипотеза основывается на понимании того, что внедрение принципиально новых информационных технологий в систему аналитической деятельности дает возможность для кардинального улучшения работы данного механизма. За счет принципиально новых механизмов по сбору, обработке и хранению информации повышается качество ее анализа.
Степень научной разработанности проблемы исследования.
Проблема информационных угроз в отношении органов государственной власти, а так же методики противодействия данным угрозам в своих работах рассматривает целый ряд ученых, среди них особенно можно выделить работы таких ученых как монографию А. В. Манойло «Государственная информационная политика в особых случаях», работы Н. И. Чергинеца «Государственная политика в области информационной безопасности: состояние и перспективы развития» и «Национальная безопасность: управленческие и информационные технологии обеспечения», доклад Д. Б. Фролова «Новые угрозы безопасности: информационная война и информационное оружие», а так же работу А. А. Стрельцова «Обеспечение информационной безопасности России. Теоретические и методологические основы». Все эти ученые оказали большое влияние на исследование проблемы информационных угроз и так же на выработку методик по осуществлению прогнозирования новых информационных угроз.
Аналитическая деятельность как организационно-правовой и технологический комплекс уже получила широкое распространение в отечественном государственном механизме. При этом необходимо добавить, что комплексная и целостная аналитическая деятельность по направлению формирования информационной политики является относительно новым явлением в системе Российского государственного управления. Нельзя не отметить, что качеству аналитической деятельности и информационной безопасности уделяется большое внимание такими авторитетными организациями как Российский совет по международным делам (РСМД) и Академия информационной самозащиты .
Из этого вытекает научная новизна нашего диссертационного исследования, которое состоит в следующем:
1. Мы считаем, что формулировка «информационно-аналитическая деятельность» не нуждается в использовании определения информационная» и может (должна) звучать следующим образом - аналитическая деятельность.
2. Дальнейшее развитие классификации киберугроз до следующего вида: киберпреступность, криптовалюта и кибервойны.
3. Практические рекомендации по дальнейшему формированию государственно системы информационной безопасности.
Таким образом, научная новизна нашего диссертационного исследования состоит в выявлении новых элементов для анализа современных информационных угроз государству.
Методологические основания исследования.
В ходе исследования используются исторический метод.
Исторический метод позволяет рассмотреть тенденции развития аналитической деятельности в органах государственного и муниципального управления, выявить эволюционные изменения данного механизма с течением эволюции механизмов государственной власти.
В исследовании также используются другие общенаучные методы исследования: анализ, синтез, индукция.
В первой главе магистерской диссертации проведен анализ таких явлений как информационные ресурсы, а также раскрыто содержание информационно аналитической работы и дано определение их месту в существующей системе органов государственной власти.
Во второй главе магистерской диссертации дано определение актуальным источникам информационных угроз, таких как террористические организации и некоммерческие организации.
В третьей главе магистерской диссертации дано определение существующим механизмам по осуществлению государственной информационной безопасности, а именно: концепции информационной политики Российской Федерации; существующей на настоящий момент системе государственной информационной защиты; специфика противодействия информационной угрозе; практические мероприятия по формированию эффективной системы государственной системы информационной безопасности.
Магистерская диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы из 112 наименований.