Наука и материнство как сферы активности женщин-преподавателей высшей школы: поиск взаимодействия и регулирования
Аннотация
Магистерская диссертация 113 с., 23 рис., 6 табл., 51 источник, 2 прил. КОНФЛИКТ «СЕМЬЯ-РАБОТА», ЖЕНЩИНЫ-ПРЕПОДАВАТЕЛИ, НАУЧНАЯ АКТИВНОСТЬ. Объектом исследования являются наука и материнство как сферы реализации академического и родительского труда. Цель работы – разработка рекомендаций по совершенствованию университетской политики в отношении женщин-преподавателей государственного вуза, имеющих детей, с целью повышения их научной активности. В первой главе диссертации обобщены результаты изучения российскими и зарубежными учеными конфликта «семья-работа», выделены три сферы его протекания; описаны результаты исследований, посвященные женщинам-преподавателям в высшей школе, определены проблемы, с которыми чаще всего сталкивается эта категория работников университета. Во второй главе разработаны методические принципы и методика изучения науки и материнства как сфер активности женщин-преподавателей высшей школы, исследованы формы научной активности женщин преподавателей, выявлена проблема сочетания профессионального и родительского труда у женщин-преподавателей с детьми, которая при высоких нагрузках в обеих сферах ведет к возникновению или обострению конфликта «семья-работа». На основании результатов эмпирического исследования разработаны практические рекомендации, направленные на смягчение или предупреждение данного конфликта, оптимизацию сочетания функций родительского и профессионального труда, реализуемого женщинами преподавателями. Разработано Положение о нематериальном стимулировании преподавателей с семейными обязанностями, которое может быть реализовано в деятельности Профсоюзной организации УрФУ