Инструменты визуализации при обучении менеджеров и решении задач технологической модернизации
Аннотация
Оживление мировой экономики прогнозируется с приходом четвертой
промышленной революции и становлении Индустрии 4.0. Эксперты предполагают, что Индустрия 4.0 — единственный вариант относительно быстрой активизации глобальной экономики.
Основа движущей силой изменений — широкополосная связь. Таким
образом, уже начинает формироваться цифровая «нервная система» Индустрии 4.0 – всепроникающая цифровая инфраструктура, в которой большинство правительственных и частных компаний уже имеют доступ в Интернет, а значительная доля мирового населения пользуется мобильной связью.
Цифровая экосистема содержит следующие инфраструктуры: техно-
логическая, инфраструктура данных, финансовая, институциональная и социальная.
Самым важным условием успешной реализации цифровой стратегии
является способность людей создавать и использовать информационно-коммуникационные технологии, а так же навыки общения, межличностного взаимодействия и анализа (цифровые компетенции).
Индустрия 4.0 — массовое внедрение киберфизических систем в производство и сферу жизнедеятельности человека. Четыре базовых компонента — киберфизические системы, интернет вещей, интернет услуг и умное предприятие составляют суть концепции Индустрии 4.0.
Базовые принципы Индустрии 4.0 основаны на интеграции всех партнеров в единую цепочку создания стоимости, аналитике данных и создании цифровой экосистемы, обеспечивающей комплексные решения для пользователей.
При реализации концепции умного предприятия скачок производительности возможен тогда, когда компания активно старается понять поведение пользователя и может управлять своей ролью в будущей экосистеме партнеров, поставщиков и клиентов. В процессе перехода компании к умному предприятию необходимо, чтобы все сотрудники думали и действовали как представители цифрового поколения, проявляя готовность экспериментировать с новыми технологиями и учиться новым методам работы. При новом технологическом укладе количество сотрудников на предприятии сократится от нескольких тысяч человек до нескольких ключевых фигур.
Концептуальная модель лежит в основе успешного развития предприятий нового типа, где управление людьми и контроль рутинных операций сведены к минимуму, а сложность структуры взаимосвязанных процессов все время растет. Вместо управления процессами через влияние на людей менеджер будет управлять процессами через влияние на их концептуальные модели.
Количество информации о системе постоянно растет, что превышает способность человеческого мозга к ее обработке и затрудняет принятие адекватных управленческих решений.
При этом для менеджера критически важно видеть не только общие
характеристики системы, но и одновременно иметь доступ к детальным показателям. Должны быть инструменты, которые с одной стороны, упрощают восприятие сложных систем, а с другой, при необходимости предоставлять детализированные данные.
Концептуальная модель определяется как единый образ системы, формирующийся у оператора. Концептуальная модель дает оператору целостную картину и поэтому обеспечивает возможность соотносить разные части процесса с целым, а соответственно, и действовать эффективно.
Рамки концептуальной модели задает дизайн-мышление, двигающее вперед инновационные разработки, объединяя конечного потребителя с процессом проектирования и развития продуктов и услуг, для того, чтобы максимально использовать обратную связь и идеи пользователя.
Дизайн-мышление — важнейший инструмент для развития бизнеса.
Каждая компания, которая совершила сдвиг от продукта к сервису, от формы к содержанию, от аналоговых к цифровым продуктам, должна сосредоточиться на пользовательском опыте.
Концептуальная модель в менеджменте — это система представлений
менеджера о состоянии предмета управления и способах воздействия на него. Концептуальная модель обеспечивает менеджеру целостное видение системы, какой бы сложной не была эта система.
Создание идеи, визуализация и презентация концептуальной модели являются наиболее сложными для менеджеров в силу творческой составляющей, присутствующей на каждом из трех этапах разработки: генерация, обоснование и защита решений.
Пока концепция не примет визуальной формы, она не может быть осмыслена. И в то же время сам процесс визуализации это и есть процесс осмысления и разработки концепции.
Многообразие вариантов графических высказываний обнаруживает
проблему их разработки, так как операции со средствами визуализации требуют специальной подготовки и знания графического языка.
Характер деятельности менеджеров не способствует эффективному использованию преимуществ визуализации: Менеджеры не имеют развитых навыков визуализации. Время на генерацию и фиксацию идей сильно ограничено.
Решение проблемы. Для применения преимуществ визуализации в менеджменте нужно использовать такие инструменты, которые обеспечивают результативность разработок независимо от владения навыками рисования.
Перспективным направлением развития этой системы будет создание сочетаний инструментов в зависимости от типа решаемых задач. Так же
исходя из собственных предпочтений и сильных сторон стиля управления
каждый менеджер сможет сформировать для себя свой собственный набор инструментов.
Практическая ценность работы в том, что составление цепочек инструментов и их апробация на практике будет серьезным шагом на пути к системному подходу в применении методов визуализации при решении задач технологической модернизации и обучении менеджеров.
Проведенная работа выражена в объеме диссертации, которая содержит 176 страниц, 118 рисунков, 5 таблиц, список использованных источников 65.
промышленной революции и становлении Индустрии 4.0. Эксперты предполагают, что Индустрия 4.0 — единственный вариант относительно быстрой активизации глобальной экономики.
Основа движущей силой изменений — широкополосная связь. Таким
образом, уже начинает формироваться цифровая «нервная система» Индустрии 4.0 – всепроникающая цифровая инфраструктура, в которой большинство правительственных и частных компаний уже имеют доступ в Интернет, а значительная доля мирового населения пользуется мобильной связью.
Цифровая экосистема содержит следующие инфраструктуры: техно-
логическая, инфраструктура данных, финансовая, институциональная и социальная.
Самым важным условием успешной реализации цифровой стратегии
является способность людей создавать и использовать информационно-коммуникационные технологии, а так же навыки общения, межличностного взаимодействия и анализа (цифровые компетенции).
Индустрия 4.0 — массовое внедрение киберфизических систем в производство и сферу жизнедеятельности человека. Четыре базовых компонента — киберфизические системы, интернет вещей, интернет услуг и умное предприятие составляют суть концепции Индустрии 4.0.
Базовые принципы Индустрии 4.0 основаны на интеграции всех партнеров в единую цепочку создания стоимости, аналитике данных и создании цифровой экосистемы, обеспечивающей комплексные решения для пользователей.
При реализации концепции умного предприятия скачок производительности возможен тогда, когда компания активно старается понять поведение пользователя и может управлять своей ролью в будущей экосистеме партнеров, поставщиков и клиентов. В процессе перехода компании к умному предприятию необходимо, чтобы все сотрудники думали и действовали как представители цифрового поколения, проявляя готовность экспериментировать с новыми технологиями и учиться новым методам работы. При новом технологическом укладе количество сотрудников на предприятии сократится от нескольких тысяч человек до нескольких ключевых фигур.
Концептуальная модель лежит в основе успешного развития предприятий нового типа, где управление людьми и контроль рутинных операций сведены к минимуму, а сложность структуры взаимосвязанных процессов все время растет. Вместо управления процессами через влияние на людей менеджер будет управлять процессами через влияние на их концептуальные модели.
Количество информации о системе постоянно растет, что превышает способность человеческого мозга к ее обработке и затрудняет принятие адекватных управленческих решений.
При этом для менеджера критически важно видеть не только общие
характеристики системы, но и одновременно иметь доступ к детальным показателям. Должны быть инструменты, которые с одной стороны, упрощают восприятие сложных систем, а с другой, при необходимости предоставлять детализированные данные.
Концептуальная модель определяется как единый образ системы, формирующийся у оператора. Концептуальная модель дает оператору целостную картину и поэтому обеспечивает возможность соотносить разные части процесса с целым, а соответственно, и действовать эффективно.
Рамки концептуальной модели задает дизайн-мышление, двигающее вперед инновационные разработки, объединяя конечного потребителя с процессом проектирования и развития продуктов и услуг, для того, чтобы максимально использовать обратную связь и идеи пользователя.
Дизайн-мышление — важнейший инструмент для развития бизнеса.
Каждая компания, которая совершила сдвиг от продукта к сервису, от формы к содержанию, от аналоговых к цифровым продуктам, должна сосредоточиться на пользовательском опыте.
Концептуальная модель в менеджменте — это система представлений
менеджера о состоянии предмета управления и способах воздействия на него. Концептуальная модель обеспечивает менеджеру целостное видение системы, какой бы сложной не была эта система.
Создание идеи, визуализация и презентация концептуальной модели являются наиболее сложными для менеджеров в силу творческой составляющей, присутствующей на каждом из трех этапах разработки: генерация, обоснование и защита решений.
Пока концепция не примет визуальной формы, она не может быть осмыслена. И в то же время сам процесс визуализации это и есть процесс осмысления и разработки концепции.
Многообразие вариантов графических высказываний обнаруживает
проблему их разработки, так как операции со средствами визуализации требуют специальной подготовки и знания графического языка.
Характер деятельности менеджеров не способствует эффективному использованию преимуществ визуализации: Менеджеры не имеют развитых навыков визуализации. Время на генерацию и фиксацию идей сильно ограничено.
Решение проблемы. Для применения преимуществ визуализации в менеджменте нужно использовать такие инструменты, которые обеспечивают результативность разработок независимо от владения навыками рисования.
Перспективным направлением развития этой системы будет создание сочетаний инструментов в зависимости от типа решаемых задач. Так же
исходя из собственных предпочтений и сильных сторон стиля управления
каждый менеджер сможет сформировать для себя свой собственный набор инструментов.
Практическая ценность работы в том, что составление цепочек инструментов и их апробация на практике будет серьезным шагом на пути к системному подходу в применении методов визуализации при решении задач технологической модернизации и обучении менеджеров.
Проведенная работа выражена в объеме диссертации, которая содержит 176 страниц, 118 рисунков, 5 таблиц, список использованных источников 65.