Стратегии интернационализации российских компаний
Аннотация
В ответ на появление ранее неизвестных деловых возможностей и угроз, исследователи все большее внимание уделяют изучению стратегий интернационализации компаний в условиях глобальной цифровизации. Компания должна отслеживать все возможные состояния будущего и предусмотреть управленческие решения, приводящие компанию к успеху, в любом из указанных состояний. Вследствие этого, международным компаниям требуются различные стратегические решения для управления.
В настоящее время цифровая трансформация является одним из главных приоритетов для бизнеса в России: три четверти руководителей высшего звена убеждены, что она является важным или главным приоритетом компаний. На текущий момент 8 из 10 крупных компаний планируют построить экосистему, позволяющую помочь клиенту в реализации его потребностей за счет своих и партнерских предложений. Благодаря выстраиванию бизнес-экосистемы российские фирмы могут получать преимущества в конкурентной борьбе, усовершенствованную среду для успешной разработки и внедрения инноваций, прочие бонусы.
Целью исследования является выявление характерных черт процесса интернационализации российской экономики, а также особенностей реализации стратегий международных российских компаний с целью разработки рекомендаций по адаптации полученных результатов для российских компаний в условиях цифровой трансформации.
Для достижения поставленной цели исследования были сформулированы следующие задачи:
1. Проанализировать теоретические основы и вклад различных концепций в развитие представлений о стратегиях интернационализации компаний.
2. Обобщить и систематизировать теоретические и эмпирические знания о влиянии внутренних и внешних факторов на стратегии интернационализации транснациональных корпораций как важнейших участников процесса.
3. Рассмотреть понятие «цифровая экосистема» компании, а также опыта создания и развития таких экосистем международными и российскими компаниями.
4. Исследовать различные практики реализации стратегий интернационализации российских компаний, выявить их отличительные особенности.
5. Разработать рекомендации по адаптации полученных результатов для российских компаний в условиях цифровой трансформации.
В рамках работы была сформулирована следующая гипотеза: если в прошлом веке главным мотивом интернационализации был рост прибыльности бизнеса, получаемый за счет роста масштаба производства и захвата рынка, то в настоящее время - это стратегическая эволюция бизнеса, ориентированная на клиента, которая включает в себя внедрение цифровых технологий, а формирование экосистемы вокруг продуктов крупных компаний становится долгосрочным трендом.
Объектом исследования являются российские международные компании.
Предметом исследования являются стратегии интернационализации российских компаний.
Теоретической и методологической основой исследования являются работы западных и российских авторов, посвященные стратегиям интернационализации компаний и вопросам влияния факторов на принятие стратегических решений международных компаний, в том числе, в условиях цифровизации.
Методологической базой исследования является совокупность теоретических положений экосистемного подхода и теории управления сложными системами. В качестве методов исследования применяются общенаучные методы дедукции, сравнения и классификации. Основной фокус внимания переносится на изучение международных компаний, основанное на качественных исследованиях стратегий конкретных компаний. Для реализации исследования на основе кейс-метода был выбран метод использования всего комплекса открытых материалов (академические статьи, СМИ, Интернет, отчеты компаний и пр.). Такой подход позволяет использовать и критически осмыслить огромный объем данных на значительном временном горизонте.
Практическая значимость исследования заключается в том, что, во-первых, полученные в работе результаты могут быть полезны для менеджмента компаний, входящих в различные экосистемы, а также для обоснования форматов эффективных бизнес-моделей и стратегий развития. Во-вторых, значение имеет возможность после изучения реализации стратегий интернационализации российских компаний разработать рекомендации по адаптации полученных результатов для российских компаний в условиях цифровой трансформации.
В настоящее время цифровая трансформация является одним из главных приоритетов для бизнеса в России: три четверти руководителей высшего звена убеждены, что она является важным или главным приоритетом компаний. На текущий момент 8 из 10 крупных компаний планируют построить экосистему, позволяющую помочь клиенту в реализации его потребностей за счет своих и партнерских предложений. Благодаря выстраиванию бизнес-экосистемы российские фирмы могут получать преимущества в конкурентной борьбе, усовершенствованную среду для успешной разработки и внедрения инноваций, прочие бонусы.
Целью исследования является выявление характерных черт процесса интернационализации российской экономики, а также особенностей реализации стратегий международных российских компаний с целью разработки рекомендаций по адаптации полученных результатов для российских компаний в условиях цифровой трансформации.
Для достижения поставленной цели исследования были сформулированы следующие задачи:
1. Проанализировать теоретические основы и вклад различных концепций в развитие представлений о стратегиях интернационализации компаний.
2. Обобщить и систематизировать теоретические и эмпирические знания о влиянии внутренних и внешних факторов на стратегии интернационализации транснациональных корпораций как важнейших участников процесса.
3. Рассмотреть понятие «цифровая экосистема» компании, а также опыта создания и развития таких экосистем международными и российскими компаниями.
4. Исследовать различные практики реализации стратегий интернационализации российских компаний, выявить их отличительные особенности.
5. Разработать рекомендации по адаптации полученных результатов для российских компаний в условиях цифровой трансформации.
В рамках работы была сформулирована следующая гипотеза: если в прошлом веке главным мотивом интернационализации был рост прибыльности бизнеса, получаемый за счет роста масштаба производства и захвата рынка, то в настоящее время - это стратегическая эволюция бизнеса, ориентированная на клиента, которая включает в себя внедрение цифровых технологий, а формирование экосистемы вокруг продуктов крупных компаний становится долгосрочным трендом.
Объектом исследования являются российские международные компании.
Предметом исследования являются стратегии интернационализации российских компаний.
Теоретической и методологической основой исследования являются работы западных и российских авторов, посвященные стратегиям интернационализации компаний и вопросам влияния факторов на принятие стратегических решений международных компаний, в том числе, в условиях цифровизации.
Методологической базой исследования является совокупность теоретических положений экосистемного подхода и теории управления сложными системами. В качестве методов исследования применяются общенаучные методы дедукции, сравнения и классификации. Основной фокус внимания переносится на изучение международных компаний, основанное на качественных исследованиях стратегий конкретных компаний. Для реализации исследования на основе кейс-метода был выбран метод использования всего комплекса открытых материалов (академические статьи, СМИ, Интернет, отчеты компаний и пр.). Такой подход позволяет использовать и критически осмыслить огромный объем данных на значительном временном горизонте.
Практическая значимость исследования заключается в том, что, во-первых, полученные в работе результаты могут быть полезны для менеджмента компаний, входящих в различные экосистемы, а также для обоснования форматов эффективных бизнес-моделей и стратегий развития. Во-вторых, значение имеет возможность после изучения реализации стратегий интернационализации российских компаний разработать рекомендации по адаптации полученных результатов для российских компаний в условиях цифровой трансформации.