Проблемы управления дебиторской задолженностью предприятия и пути их решения
Аннотация
Главной целью управления дебиторской задолженностью является разработка мероприятий по совершенствованию настоящей или формированию новой политики кредитования покупателей, направленной на увеличение прибыли. Проведённый анализ позволяет оценить, насколько компания финансов обеспечена, результативно ли предприятие инвестирует свои средства в кредитование покупателей.
Согласно общему анализу финансовых показателей, у компании есть зависимость от валюты, компания ликвидна и техническое состояние в пределах нормы. Компания много вкладывает в развитие сети и разработку интеллектуальных услуг, запасы не застаиваются, наблюдается высокий уровень деловой активности и высокий уровень рентабельности.
Проведенный анализ дебиторской задолженности позволяет сделать вывод, что компания имеет определенные проблемы с дебиторами, в частности, наблюдается рост просроченной и безнадежной задолженности, отсутствие регламентов по работе с должниками, отсутствие мотивации клиента по досрочной оплате. Можно с уверенностью сказать, что основным инструментом повышения качества дебиторской задолженности является усиление контроля, а также стимулирование оплаты для клиентов.
Для увеличения эффективности контроля за дебиторской задолженностью надо утвердить внутренний регламент о контроле и управлении дебиторской задолженностью, где следует прописать порядок работы с дебиторской задолженностью, направленный на своевременное выявление просроченной задолженности, процедуры по взысканию просроченной задолженности и ответственных за их выполнение.
Для более эффективного управления дебиторской задолженностью необходимо:
– осуществлять предварительную работу с потенциальными дебиторами до отгрузки, в том числе по выяснению их платежеспособности. Такая работа, касающаяся особенно новых покупателей, должна осуществляться юридической службой организации в части проверки учредительных документов контрагента, а также может осуществляться финансовым отделом в части анализа показателей платежеспособности контрагента по данным его бухгалтерской отчетности;
– при заключении договоров тщательно оговаривать с покупателями условия предоставления отсрочки, систему штрафных санкций за просрочку платежа;
– проводить регулярный мониторинг состояния задолженности, в частности анализ состава, структуры, динамики и оборачиваемости дебиторской задолженности;
– регулярно проводить акты сверки с контрагентами для подтверждения задолженности (это условие, а также порядок и периодичность проведения сверок можно прописать в договоре). Проведение регулярных сверок с покупателями особенно важно для организации в связи с большим ассортиментом товаров, большим количеством отгрузок, предоставлением отсрочки платежа;
– усилить контроль за качеством дебиторской задолженности, т.е. при выявлении просроченной дебиторской задолженности, которая может перерасти в безнадежную, своевременно предпринимать меры по досудебному и судебному урегулированию такой задолженности;
– наладить систему предъявления претензий;
– настроить оповещение абонентов о наступлении даты оплаты счетов;
– продвигать использование скидки по предоплате и ранней оплате счета. По возможности заключать договора со скидкой на условиях полной предоплаты или получения частичной предоплаты, в соответствии с состоянием экономики изменять сроки оплаты для будущих клиентов;
– контролировать соотношение кредиторской и дебиторской задолженности.
Согласно общему анализу финансовых показателей, у компании есть зависимость от валюты, компания ликвидна и техническое состояние в пределах нормы. Компания много вкладывает в развитие сети и разработку интеллектуальных услуг, запасы не застаиваются, наблюдается высокий уровень деловой активности и высокий уровень рентабельности.
Проведенный анализ дебиторской задолженности позволяет сделать вывод, что компания имеет определенные проблемы с дебиторами, в частности, наблюдается рост просроченной и безнадежной задолженности, отсутствие регламентов по работе с должниками, отсутствие мотивации клиента по досрочной оплате. Можно с уверенностью сказать, что основным инструментом повышения качества дебиторской задолженности является усиление контроля, а также стимулирование оплаты для клиентов.
Для увеличения эффективности контроля за дебиторской задолженностью надо утвердить внутренний регламент о контроле и управлении дебиторской задолженностью, где следует прописать порядок работы с дебиторской задолженностью, направленный на своевременное выявление просроченной задолженности, процедуры по взысканию просроченной задолженности и ответственных за их выполнение.
Для более эффективного управления дебиторской задолженностью необходимо:
– осуществлять предварительную работу с потенциальными дебиторами до отгрузки, в том числе по выяснению их платежеспособности. Такая работа, касающаяся особенно новых покупателей, должна осуществляться юридической службой организации в части проверки учредительных документов контрагента, а также может осуществляться финансовым отделом в части анализа показателей платежеспособности контрагента по данным его бухгалтерской отчетности;
– при заключении договоров тщательно оговаривать с покупателями условия предоставления отсрочки, систему штрафных санкций за просрочку платежа;
– проводить регулярный мониторинг состояния задолженности, в частности анализ состава, структуры, динамики и оборачиваемости дебиторской задолженности;
– регулярно проводить акты сверки с контрагентами для подтверждения задолженности (это условие, а также порядок и периодичность проведения сверок можно прописать в договоре). Проведение регулярных сверок с покупателями особенно важно для организации в связи с большим ассортиментом товаров, большим количеством отгрузок, предоставлением отсрочки платежа;
– усилить контроль за качеством дебиторской задолженности, т.е. при выявлении просроченной дебиторской задолженности, которая может перерасти в безнадежную, своевременно предпринимать меры по досудебному и судебному урегулированию такой задолженности;
– наладить систему предъявления претензий;
– настроить оповещение абонентов о наступлении даты оплаты счетов;
– продвигать использование скидки по предоплате и ранней оплате счета. По возможности заключать договора со скидкой на условиях полной предоплаты или получения частичной предоплаты, в соответствии с состоянием экономики изменять сроки оплаты для будущих клиентов;
– контролировать соотношение кредиторской и дебиторской задолженности.