Эмиссия корпоративных облигаций как инструмент привлечения инвестиций системообразующих предприятий России (на примере ОАО "РЖД")

Картавых Александр Владимирович

Аннотация


Отличительная черта системообразующих предприятий - высокий уровень капиталоёмкости бизнеса. Вследствие этого, все компании данной категории имеют высокую потребность в заимствовании денежных средств. При этом, при высоком спросе на денежные ресурсы, рынок не может дать столь же высокий уровень предложения, ограничиваясь несколькими долговыми инструментами. Один из таких инструментов - корпоративные облигации.
Отечественный рынок корпоративного долга достаточно молодой, но, при этом, он является одним из самых популярных среди представителей бизнеса и с каждым годом становится всё более привлекательным.
Актуальность выбранной темы обусловлена огромной ролью корпоративных облигаций в долговой политике крупных компаний, а также особого внимания к данному инструменту со стороны Правительства Российской Федерации, Центрального Банка и финансовых институтов.
В сложившихся экономических реалиях крупный бизнес не может развиваться без выгодного долгосрочного финансирования, а инвесторам (как частным, так и институциональным) всё сложнее найти инвестиционный продукт, позволяющий снизить риски портфеля в целом, но при этом, дающий доходность выше, чем банковский депозит. Преимущества корпоративных облигаций перед другими способами заимствования позволяют ответить данному инструменту на вызовы времени.
Целью выпускной квалификационной работы является определение облигации как эффективного инструмента привлечения инвестиций предприятия посредством анализа выпусков одного из крупнейших эмитентов страны и анализа рынка корпоративных облигаций в целом.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические аспекты корпоративных облигаций: их сущность, классификацию, этапы эмиссии, выпуск на первичный рынок, обращение на вторичном рынке, процесс погашения долга эмитентом;
- провести сравнительный анализ с другими долговыми инструментами, выявить преимущества и недостатки;
- провести анализ состояния современного рынка корпоративных облигаций России: выявить тенденцию роста (падения) доли облигаций на рынке, определить структуру облигационного рынка, провести анализ перспектив развития;
- провести анализ долговой политики ОАО «РЖД», проанализировать выпуски облигаций компанией;
- выявить риски ОАО «РЖД» при выпуске облигаций, а также перспективы данного инструмента для ОАО «РЖД» и для долгового рынка в целом.
Объект исследования выпускной квалификационной работы - корпоративные облигации. Предмет исследования - стратегия ОАО «РЖД» в сфере облигационного займа.
Для решения поставленных задач в выпускной квалификационной работе используются данные ежегодных отчётностей компании, являющейся предметом исследования, учебные пособия, научные работы, таких отечественных авторов, как Тавлиярова Т.Ю, Ивасенко А. Г, Голубев А.А. и др., а также актуальные материалы Банка России и Московской Биржи, данные информационных порталов в области финансов и инвестиций.
Структурно данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и трёх приложений.
В первой главе данной работы изучены теоретические аспекты корпоративных облигаций, в том числе, сущность и классификация корпоративных облигаций, нормативно-правовая база эмиссии корпоративных облигаций, процессы выпуска, обращения и погашения облигаций, определены преимущества и недостатки облигационного займа. Во второй главе работы проведён анализ рынка корпоративных облигаций России, а также анализ долговой политики ОАО «РЖД» и, в частности, эмиссий корпоративных облигаций.