Тенденции развития и модели взаимодействия банков со страховыми компаниями в России (на примере ПАО «Сбербанк»)

Авдеев Дмитрий Сергеевич

Аннотация


В настоящее время финансовый сектор России переживает переходный период. С одной стороны, в экономике после кризиса в нефтегазовой отрасли начался процесс стабилизации, а с другой - доверие населения к финансовым учреждениям остается на низком уровне.
С конца 1990-х гг. число финансовых организаций в России стремительно уменьшалось. В 2017 г. процесс реорганизации начали два больших частных банка, входящих в топ 10 банков России.
Многие эксперты отмечают высокий спрос Центрального банка России на регулирующее участие в банковском секторе. Переход двух больших частных банков под прямое влияние Банка России означает, что по состоянию на октябрь 2017 г. в первой десятке банковских учреждений по активам остаются только три частные структуры.
Развиваясь, финансовый рынок создал условия для развития сотрудничества банков и страховых компаний. Банки, как и любые другие коммерческие организации, подвержены различным рискам. Поэтому многие из них сотрудничают со страховыми компаниями, осуществляя страхование имущества и предоставляя своим работникам социальные страховки.
С помощью банка страховая компания получила возможность эффективно размещать финансовые активы, а у банка появилась возможность страховать свои риски. Удовлетворяя взаимные интересы, банки и страховщики начали создавать совместные банковско-страховые продукты и услуги, расширяющие финансовые возможности населения.
Банковский сектор России имеет ряд трудностей, схожих со страховым
рынком, а именно снижение конкуренции, территориальное таргетирование
(предложение услуг не во всех регионах страны), низкие темпы развития,
слабое регулирование, отсутствие долгосрочных программ. Ввиду низких
показателей доверия населения финансовым компаниям остаются актуальными вопросы будущего развития, как банков, так и страховых компаний.
Для стабильных показателей роста данные секторы должны выработать долгосрочную стратегию развития финансовых продуктов, которая сможет выполнять следующие задачи: снижение издержек, приток капитала, увеличение территориального присутствия, развитие смежных финансовых услуг.
Объектом исследования являются модели взаимодействия банков со страховыми компаниями.
Предметом исследования выступает процесс взаимодействия банков со страховыми компаниями.
Целью работы является изучение моделей взаимодействия банков со страховыми компаниями.
Исходя из цели работы, поставлены следующие задачи:
- изучить страхование в Российской банковской практике;
- рассмотреть страховую компанию: понятия, функции, правомерное регулирование ее деятельности;
- охарактеризовать основы сотрудничества банков и страховых компаний;
- выявить модели взаимодействия банков со страховыми компаниями в России;
- провести анализ взаимодействия банков со страховыми компаниями на примере ПАО «Сбербанк России»;
- выявить проблемы взаимодействия банков и страховых компаний;
- определить направления совершенствования взаимодействия ПАО «Сбербанка России» и страховых компаний.
Методологической и теоретической основой исследования послужили работы отечественных и зарубежных таких авторов по вопросам, связанным с взаимодействием банков и страховых компаний.
В процессе написания работы были использованы монографии, научные и учебные издания по банку и банковскому делу, статистические данные, исследовательские статьи в периодической литературе.
В процессе написания работы были использованы статьи таких авторов как: Кох Л.В., Хайкин М.М., Боровкова В.А., Перекрестова Л.В., Сазонов С.П. и другие.
В ходе исследования использовались общенаучные методы, такие как синтез, анализ, дедукция, индукция, абстрагирование.
Структура работы включает в себя введение, две главы, заключение, список использованных источников.