Личностные особенности подростков с различными позициями в структуре кибербуллинга
Аннотация
Отчет 91 с., 21 рис., 16 табл., 61 источн., 3 прил.
Ключевые слова: кибербуллинг, жертвы, агрессоры, наблюдатели, подростки, девиантное поведение.
Объект исследования: феномен кибербуллинга.
Цель исследования: исследование личностных особенностей подростков, занимающих различные позиции в структуре кибербуллинга.
Методы исследования.
Теоретические: анализ литературы по проблеме исследования.
Эмпирические методы: авторская анкета для выявления опыта включенности в кибербуллинг; пятифакторный (Р. МакКрае, П. Коста в адаптации А. Б. Хромова), опросник уровня агрессивности Басса-Дарки в русской стандартизации А. А. Хвана, Ю. А. Зайцева и Ю. А. Кузнецовой, методика измерения самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан.
В исследовании приняли участие 100 подростков 15-17 лет. С помощью критерия Краскела-Уоллиса были выявлены статистически значимые различия между группами по следующим показателям: физическая агрессия, косвенная агрессия, раздражение, негативизм, обида, подозрительность, вербальная агрессия, чувство вины, экстраверсия, нейротизм, самооценка и разница между самооценкой и уровнем притязаний. Применение критерия U Манна-Уитни позволило выявить ряд статистически значимых различий между парами групп. Для выявления корреляций между исследуемыми параметрами был использован корреляционный критерий Спирмена.
Практическая значимость исследования: результаты могут быть использованы для разработки и внедрения эффективных психопрофилактических и психокоррекционных программ для подростков, находящихся в группе риска или имеющих соответствующий опыт участия в кибербуллинге.
Ключевые слова: кибербуллинг, жертвы, агрессоры, наблюдатели, подростки, девиантное поведение.
Объект исследования: феномен кибербуллинга.
Цель исследования: исследование личностных особенностей подростков, занимающих различные позиции в структуре кибербуллинга.
Методы исследования.
Теоретические: анализ литературы по проблеме исследования.
Эмпирические методы: авторская анкета для выявления опыта включенности в кибербуллинг; пятифакторный (Р. МакКрае, П. Коста в адаптации А. Б. Хромова), опросник уровня агрессивности Басса-Дарки в русской стандартизации А. А. Хвана, Ю. А. Зайцева и Ю. А. Кузнецовой, методика измерения самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан.
В исследовании приняли участие 100 подростков 15-17 лет. С помощью критерия Краскела-Уоллиса были выявлены статистически значимые различия между группами по следующим показателям: физическая агрессия, косвенная агрессия, раздражение, негативизм, обида, подозрительность, вербальная агрессия, чувство вины, экстраверсия, нейротизм, самооценка и разница между самооценкой и уровнем притязаний. Применение критерия U Манна-Уитни позволило выявить ряд статистически значимых различий между парами групп. Для выявления корреляций между исследуемыми параметрами был использован корреляционный критерий Спирмена.
Практическая значимость исследования: результаты могут быть использованы для разработки и внедрения эффективных психопрофилактических и психокоррекционных программ для подростков, находящихся в группе риска или имеющих соответствующий опыт участия в кибербуллинге.