Исследование жизнестойкости студентов высших учебных заведений с сенсорными нарушениями
Аннотация
В данной работе анализируются теоретические подходы к определению феномена «жизнестойкость», рассматриваются нозологические особенности, вопросы жизнестойкости студентов с нарушениями зрения и слуха, а также нормативно-правовые основания процесса получения высшего образования лицами с ОВЗ в России. Также в работе описываются результаты исследования жизнестойкости студентов высших учебных заведений с сенсорными нарушениями и студентов с условно нормативным развитием. Всего в исследовании приняли участие 85 студентов 7 вузов России от 19 до 23 лет. Для проведения исследования были использованы методики: «Тест жизнестойкости» С. Мадди (Д. А. Леонтьев, Е. И. Рассказова), опросник «Способы совладающего поведения» Р. Лазаруса (Т. Л. Крюкова, Е. В. Куфтяк, М. С. Замышляева), шкала «Сочувствия к себе» К. Нефф (Чистопольская К.А., Осин Е. Н., Ениколопов С. Н., Николаев Е. Л., Мысина Г. А., Дровосеков С. Э.), «Уровень субъективного контроля» (Е. Ф. Бажин, Е. А. Голынкина, А. М. Эткин). Полученные результаты исследования показали отсутствие значимых различий между общим показателем жизнестойкости группы студентов с сенсорными нарушениями и группы условно здоровых студентов. В ходе проведенных нами факторного эксплораторного анализа (varimax normalized) и регрессионного анализа (stepwise regression) были выявлены статистически значимые различия между группой студентов с нарушениями слуха и зрения и группой студентов с условно нормативным развитием.