Исследование когнитивных особенностей у детей, перенесших артериальный ишемический инсульт в первые два года жизни
Аннотация
Целью настоящего исследования является изучение особенностей развития когнитивной сферы у детей, перенесших педиатрический артериальный ишемический инсульт в течение первых двух лет жизни, в зависимости от локализации поражения головного мозга.
В ходе настоящего исследования для достижения поставленной цели был проведен анализ научных трудов зарубежных и отечественных исследователей. Также была проведена обработка результатов исследований с применением магнитно – резонансной томографии (МРТ) [1] с применением целого ряда программ для просмотра медицинских изображений, таких как RadiAnt DICOM Viewer, MedDream DICOM Viewer, Vidar DICOM Viewer. Для оценки развития нервной системы были применены Шкалы развития младенцев и детей раннего возраста Бэйли – III [2]. Наконец, был проведен статистический анализ эмпирических данных с применением h – критерия Краскелла – Уоллеса и апостериорного критерия Данна.
Результаты настоящего исследования показали, что показатели когнитивной сферы детей, перенесших артериальный ишемический инсульт, не отличаются от показателей контрольной выборки (p = 0.3), однако была обнаружена статистически значимая разница между показателями экспериментальных и контрольной выборок по шкалам рецептивной (p = 0.03) и экспрессивной (p = 0.02) коммуникации. Дальнейший апостериорный анализ показал статистически значимую разницу между экспериментальной выборкой с корковым инсультом и контрольной выборкой по шкалам рецептивной (p = 0.03) и экспрессивной (p = 0.01).
Полученные результаты говорят, во – первых, о научной новизне исследования, поскольку научное и медицинское сообщество рассматривают нарушения когнитивной сферы как неизбежное и обязательное следствие артериальных ишемических инсультов. Во – вторых, результаты настоящего исследования указывают на необходимость уделять особое внимание коммуникации и речи в процессе нейрореабилитации ребенка после инсульта, поскольку без активного нейропсихологического вмешательства нарушения коммуникации и речи могут привести к выраженному дефициту, что в свою очередь отразится на качестве жизни, социальной адаптации и повседневном функционировании. Наконец, результаты настоящего исследования могут быть особенно полезны родителям или опекунам детей, перенесших артериальный ишемический инсульт, поскольку они предоставляют иную точку зрения на вопрос о нейропсихологических исходах детских инсультов.
1. Все результаты исследований с применением МРТ принадлежат ГАУЗ СО «Областная детская клиническая больница» и ГАУЗ СО «Детская городская клиническая больница №9».
2. Все результаты диагностики с применением Шкал развития младенцев и детей раннего возраста Бэйли – III принадлежат Лаборатории мозга и нейрокогнитивного развития.
В ходе настоящего исследования для достижения поставленной цели был проведен анализ научных трудов зарубежных и отечественных исследователей. Также была проведена обработка результатов исследований с применением магнитно – резонансной томографии (МРТ) [1] с применением целого ряда программ для просмотра медицинских изображений, таких как RadiAnt DICOM Viewer, MedDream DICOM Viewer, Vidar DICOM Viewer. Для оценки развития нервной системы были применены Шкалы развития младенцев и детей раннего возраста Бэйли – III [2]. Наконец, был проведен статистический анализ эмпирических данных с применением h – критерия Краскелла – Уоллеса и апостериорного критерия Данна.
Результаты настоящего исследования показали, что показатели когнитивной сферы детей, перенесших артериальный ишемический инсульт, не отличаются от показателей контрольной выборки (p = 0.3), однако была обнаружена статистически значимая разница между показателями экспериментальных и контрольной выборок по шкалам рецептивной (p = 0.03) и экспрессивной (p = 0.02) коммуникации. Дальнейший апостериорный анализ показал статистически значимую разницу между экспериментальной выборкой с корковым инсультом и контрольной выборкой по шкалам рецептивной (p = 0.03) и экспрессивной (p = 0.01).
Полученные результаты говорят, во – первых, о научной новизне исследования, поскольку научное и медицинское сообщество рассматривают нарушения когнитивной сферы как неизбежное и обязательное следствие артериальных ишемических инсультов. Во – вторых, результаты настоящего исследования указывают на необходимость уделять особое внимание коммуникации и речи в процессе нейрореабилитации ребенка после инсульта, поскольку без активного нейропсихологического вмешательства нарушения коммуникации и речи могут привести к выраженному дефициту, что в свою очередь отразится на качестве жизни, социальной адаптации и повседневном функционировании. Наконец, результаты настоящего исследования могут быть особенно полезны родителям или опекунам детей, перенесших артериальный ишемический инсульт, поскольку они предоставляют иную точку зрения на вопрос о нейропсихологических исходах детских инсультов.
1. Все результаты исследований с применением МРТ принадлежат ГАУЗ СО «Областная детская клиническая больница» и ГАУЗ СО «Детская городская клиническая больница №9».
2. Все результаты диагностики с применением Шкал развития младенцев и детей раннего возраста Бэйли – III принадлежат Лаборатории мозга и нейрокогнитивного развития.