Рефлексия как компонент психологического здоровья учителя
Аннотация
В настоящее время изучение психологического здоровья имеет большое значение. Особенно значимо это становится в современных условиях развития российского общества, когда происходи ускорение темпа и ритма жизни, увеличение продолжительности и количества кризисных явлений, увеличению стрессогенных факторов, возрастанию напряженности. А так же, потому что профессия «учитель», характеризуется такими признакам, как высокий уровень стресса и высокое эмоциональное напряжение.
Следует отметить, что на сегодняшний день, отсутствует общепринятое определение «психологического здоровья», нет единой и однозначной структуры, абсолютно валидных и надежных инструментов для диагностики. В связи с этим возникают трудности с разработкой технологии сохранения и самосохранения психологического здоровья.
Объект работы – психологическое здоровье учителя.
Предмет работы – рефлексия как компонент психологического здоровья учителя.
Целью данной работы является изучение теоретических аспектов психологического здоровья учителя и определение особенностей проявления рефлексивного компонента.
Для проведения исследования использовался следующий психодиагностический инструментарий: Дифференциальный тест рефлексивности (Д.А. Леонтьев, Е.Н. Осин); Методика диагностики уровня развития рефлексивности (А.В. Карпов); Методика самооценки психических состояний (Г. Айзенк); Методика диагностики личности на мотивацию к успеху (Т. Элерс); Методика мотивации к избеганию неудач (Т. Элерс).
Изучены теоретические аспекты психологического здоровья учителя.
В ходе работы были изучены представления о структуре психологического здоровья учителя, в литературе оно представлено с двух позиции: уровней и компонентов. В данной работе в качестве структурных компонентов психологического здоровья учителя нами были выделены: мотивационный компонент, рефлексивный компонент, эмоциональный компонент.
В ходе эмпирического исследования было обнаружено, что рефлексивный компонент и эмоциональный компонент психологического здоровья учителя характеризуется средними показателями уровня развития рефлексивности и системной рефлексии, низкими показателями интроспекции и квазирефлексии, низкими показателями тревожности, фрустрации, а так же агрессии и ригидности. А мотивационный компонент характеризуется, умерено высокой мотивацией к достижению успеха и высоким уровнем мотивации к избеганию неудач.
Корелляционный анализ позволил конкретизировать полученную картину. Выявлено, что наибольшее количество связей наблюдается между рефлексивным и эмоциональным компонентом психологического здоровья учителя (10 статистически значимых связей).
Однофакторный дисперсионный анализ позволил сделать вывод о том, что системная рефлексия является различной в отдельных группах учителей, выделенных по педагогическому стажу.
Следует отметить, что на сегодняшний день, отсутствует общепринятое определение «психологического здоровья», нет единой и однозначной структуры, абсолютно валидных и надежных инструментов для диагностики. В связи с этим возникают трудности с разработкой технологии сохранения и самосохранения психологического здоровья.
Объект работы – психологическое здоровье учителя.
Предмет работы – рефлексия как компонент психологического здоровья учителя.
Целью данной работы является изучение теоретических аспектов психологического здоровья учителя и определение особенностей проявления рефлексивного компонента.
Для проведения исследования использовался следующий психодиагностический инструментарий: Дифференциальный тест рефлексивности (Д.А. Леонтьев, Е.Н. Осин); Методика диагностики уровня развития рефлексивности (А.В. Карпов); Методика самооценки психических состояний (Г. Айзенк); Методика диагностики личности на мотивацию к успеху (Т. Элерс); Методика мотивации к избеганию неудач (Т. Элерс).
Изучены теоретические аспекты психологического здоровья учителя.
В ходе работы были изучены представления о структуре психологического здоровья учителя, в литературе оно представлено с двух позиции: уровней и компонентов. В данной работе в качестве структурных компонентов психологического здоровья учителя нами были выделены: мотивационный компонент, рефлексивный компонент, эмоциональный компонент.
В ходе эмпирического исследования было обнаружено, что рефлексивный компонент и эмоциональный компонент психологического здоровья учителя характеризуется средними показателями уровня развития рефлексивности и системной рефлексии, низкими показателями интроспекции и квазирефлексии, низкими показателями тревожности, фрустрации, а так же агрессии и ригидности. А мотивационный компонент характеризуется, умерено высокой мотивацией к достижению успеха и высоким уровнем мотивации к избеганию неудач.
Корелляционный анализ позволил конкретизировать полученную картину. Выявлено, что наибольшее количество связей наблюдается между рефлексивным и эмоциональным компонентом психологического здоровья учителя (10 статистически значимых связей).
Однофакторный дисперсионный анализ позволил сделать вывод о том, что системная рефлексия является различной в отдельных группах учителей, выделенных по педагогическому стажу.