Динамика мотивационной готовности студентов-психологов к оказанию экстренной психологической помощи
Аннотация
Психологическая готовность к деятельности – сложная динамическая структура, включающая в себя пять компонентов, непосредственно влияющих на эффективность деятельности в целом: мотивационный; личностный; когнитивный; операционально-деятельностный (поведенческий); оценочный (рефлексивный). Наша работа посвящена мотивационному компоненту, так как анализ исследований, посвященных данной теме, показал, что в настоящее время нет четкого понимания данного феномена. Вместе с тем, мнение ученых совпадает в том, что мотивационная готовность, как компонент мотивационной сферы, является фактором, определяющим успешность человека в любой деятельности, в том числе профессиональной. Мотивационная готовность психологов к оказанию экстренной психологической помощи – это особое состояние мотивационной сферы, объединяющее в себе общие и специальные мотивы, взаимосвязь и выраженность которых создает активность и эффективность психолога в исполнении профессиональных функций в условиях чрезвычайной ситуации.
Актуальность нашего исследования заключается в том, что студенты-психологи — это будущие психологи РСЧС, которые являются резервом дополнительных сил для оказания экстренной психологической помощи в случае возникновения такой необходимости.
Цель исследования: выяснить, отличается ли мотивационная готовность к оказанию экстренной психологической помощи на разных этапах обучения.
Объект: мотивационная готовность к ЭПП.
Предмет: динамика мотивационной готовности и ее взаимосвязь с мотивационной сферой личности.
В эмпирическом исследовании динамики мотивационной готовности студентов-психологов к оказанию экстренной психологической помощи участвовали студенты, обучающиеся в УРФУ по специальности Клиническая психология. В исследование приняли участие 18 человек. В рамках нашего исследования было принято решение сделать два замера – на 3 и 6 курсе, так как мы предполагаем, что динамика мотивационной готовности меняется на разных этапах обучения.
В результате:
1. Были выявлены наиболее часто встречающиеся мотивы.
2. Были обнаружены мотивы, выраженность которых со временем увеличилась.
3. В результате корреляционного анализа было высказано предположение о том, что к к концу обучения в высшем учебном заведении студенты-психологи претерпевают трансформацию мотивационной сферы.
Актуальность нашего исследования заключается в том, что студенты-психологи — это будущие психологи РСЧС, которые являются резервом дополнительных сил для оказания экстренной психологической помощи в случае возникновения такой необходимости.
Цель исследования: выяснить, отличается ли мотивационная готовность к оказанию экстренной психологической помощи на разных этапах обучения.
Объект: мотивационная готовность к ЭПП.
Предмет: динамика мотивационной готовности и ее взаимосвязь с мотивационной сферой личности.
В эмпирическом исследовании динамики мотивационной готовности студентов-психологов к оказанию экстренной психологической помощи участвовали студенты, обучающиеся в УРФУ по специальности Клиническая психология. В исследование приняли участие 18 человек. В рамках нашего исследования было принято решение сделать два замера – на 3 и 6 курсе, так как мы предполагаем, что динамика мотивационной готовности меняется на разных этапах обучения.
В результате:
1. Были выявлены наиболее часто встречающиеся мотивы.
2. Были обнаружены мотивы, выраженность которых со временем увеличилась.
3. В результате корреляционного анализа было высказано предположение о том, что к к концу обучения в высшем учебном заведении студенты-психологи претерпевают трансформацию мотивационной сферы.