Взаимосвязь субъективного восприятия психологической безопасности образовательного пространства и проявлений невротических состояний у студентов ВУЗа

Морева Наталия Алексеевна

Аннотация


ВЗАИМОСВЯЗЬ СУБЪЕКТИВНОГО ВОСПРИЯТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАХОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА И ПРОЯВЛЕНИЙ НЕВРОТИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ У СТУДЕНТОВ ВУЗа

В последнее время в теории и практике огромное значение придается условиям психологической безопасностям образовательного пространства, что является важным фактором в самоактуализации личности обучающихся и успешного освоения образовательной программы.
Гипотезы исследования:
1. высока вероятность существования взаимосвязь между субъективными показателями психологической безопасности и невротическим проявлениями у студентов ВУЗа;
2. на субъективное восприятие психологическое безопасности образовательного пространства в юношеском возрасте влияют внутриличностные факторы, что определяется спецификой возрастного развития;
3. факторы дистанционного обучения и риск заражения коронавирусом могут выступать факторами угрозы психологической безопасности для студентов ВУЗа
Объект – субъективное восприятие психологической безопасности образовательного пространства у студентов ВУЗа.
Предмет – взаимосвязь субъективного восприятия психологической безопасности и невротических проявлений у студентов ВУЗа.
Цель исследования - изучение взаимосвязи субъективного восприятия психологической безопасности образовательного пространства и невротических состояний у студентов ВУЗа.
Методики исследования:
1. Опросник исследование критериев оценки психологической безопасности в ВУЗе (автор Е.В. Хлыстова);
2. Опросник оценка психологической безопасности образовательного пространства (автор И.А. Баева);
3. Проективная методика «Человек под дождем» (у истоков этого приёма диагностики стоят два автора — Е.В. Романова и Т.И. Сытько);
4. Клинический опросник для выявления и оценки невротических состояний (авторы - К.К. Яхин, Д.М. Менделевич).
Решение экспериментальных задач проходило на базе федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Уральский государственный педагогический университета». В экспериментальной работе приняли участие 65 человек. Девушки. Это студенты обучающиеся на 2 и 4 курсе в возрасте от 18 – 24 лет.
Таким образом, проанализировав связи субъективных оценок удовлетворённости самореализацией и удовлетворённости личной жизнью и невротическими состояниями, мы можем отметить, что снижение удовлетворённости самореализацией или удовлетворённости личной жизнью может повлечь за собой развитие различных невротических проявлений. Однако, по нашему предположению, механизмы таких проявлений могут быть разными, если удовлетворённость личной жизнью скорее задаётся вопросами о налаживании отношений с партнёром, семьёй, друзьями, устранении конфликтов в этих отношениях, то вопросы удовлетворённости личной реализацией связаны с вопросами о профессиональном становлении, дальнейших планах на жизнь.