Исследование профессиональной готовности к оказанию консультативной помощи у студентов-клинических психологов

Капитова Ирина Олеговна

Аннотация


Исследование профессиональной готовности студентов является актуальным, так как профессия психолога становится все более востребованной, растет спрос на высоко квалифицированных специалистов. Составляющими профессиональной деятельности психолога-консультанта являются его личностные качества. Их развитие и интеграция в процесс профессионального развития приводят к формированию системы профессионально важных качеств.
Гипотезы: 1) существуют различия в степени выраженности профессионально-важных качеств у студентов старших и младших курсов, а именно у студентов старших курсов такие профессионально-важные качества для оказания консультативной помощи, как умение слушать, высокий эмоциональный интеллект, эмпатия, стрессоустойчивость и устойчивость к тревожным состояниям более выражены; 2) у студентов, которые нацелены на дальнейшую работу психологами-консультантами профессионально-важные качества более выражены, чем у студентов, которые не нацелены на дальнейшую работу психологами-консультантами.
Объект исследования - профессиональная готовность студентов-клинических психологов к оказанию консультативной помощи.
Предмет исследования - степень сформированности профессионально-важных качеств у студентов-клинических психологов старших и младших курсов.
Цель исследования - исследование готовности студентов-клинических психологов старших курсов к профессиональной деятельности в качестве консультирующих психологов.
Методы исследования:
1. теоретические: анализ, обобщение, систематизация литературы по проблематике исследования;
2. эмпирические:
1) Опрос экспертов
2) Методика диагностики уровня эмпатических способностей В.В. Бойко
3) Тест Эмоционального интеллекта Люсина Д.В
4) Тест на умение слушать (Козлов Н.И.)
5) Методика оценки тревожности Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л. Ханина
6) Тест на стрессоустойчивость (Лукашевич Е.Е.)
В первом этапе исследования приняло участие 13 человек (9 женщин, 4 мужчин) в возрасте от 32 лет до 45. Основным условием формирования выборки было наличие опыта работы психологом-консультантом или психотерапевтом не менее 10 лет. На этом этапе исследования был проведен опрос экспертов (психологов-консультантов). По ответам выборки респондентов был сформирован набор профессионально-важных качеств эффективного психолога-консультанта. Испытуемые указали те качества, которые считают значимыми, на основании своего личного опыта работы консультирующим психологом. Из всех полученных результатов опроса, а также, на основании проанализированной литературы, методом контент-анализа были выделены 5 основных профессионально-важных качеств (эмпатия, стрессоустойчивость, умение слушать, развитый эмоциональный интеллект, устойчивость к тревоге).
На этом этапе исследования приняли участие 71 человек, из них 83,1% женщин и 16,9% мужчин. Возраст респондентов лежит в пределах от 17 до 48 лет. 38% из них составили студенты-клинические психологи, обучающиеся на 1 курсе и 62% обучающихся на 4,5 и 6 курсах. Далее было проведено эмпирическое исследование на базе данных методик, с целью выявить уровень сформированности вышеупомянутых профессионально-важных качеств.
Опираясь на результаты проведенных методик, можно говорить о том, что, в общем и целом, у студентов старших курсов вышеупомянутые профессионально-важные качества развиты, в основном, на высоком уровне, однако, у первокурсников они развиты почти так же высоко. Значимые различия были выявлены в уровне личностной тревожности и стрессоустойчивости. У студентов первого курса уровень личностной тревожности выше, уровень стрессоустойчивости ниже, чем у старшекурсников. Сравнительный анализ «мотивированных» и «немотивированных» студентов показал, что среди студентов старших курсов, у «мотивированных» студентов лучше развит эмоциональный интеллект. Среди студентов первого курса, у «мотивированных» так же, лучше развит эмоциональный интеллект, а также «умение слушать».