Взаимосвязь цифровой зависимости и нейрокогнитивного развития младших школьников
Аннотация
ВЗАИМОСВЯЗЬ ЦИФРОВОЙ ЗАВИСИМОСТИ И НЕЙРОКОГНИТИВНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Исследование цифровой зависимости и нейрокогнитивного развития младших школьников является актуальной темой, так как активное внедрение в повседневную жизнь гаджетов, высокая заинтересованность младших школьников цифровыми технологиями и возросшая вероятность появление цифровой зависимости в связи с пандемией короновируса ( а также внедрение дистанционной формы обучения в процесс образования), - все это в совокупности делает рассмотрение темы «Взаимосвязь цифровой зависимости и нейрокогнитивного развития у младших школьников» актуальным.
Гипотеза – повышенные значения цифровой зависимости у детей младшего школьного возраста связаны с пониженными значениями уровня их нейрокогнитивного развития.
Объектом исследования – явление цифровой зависимости у младших школьников.
Предмет исследования – взаимосвязь цифровой зависимости младших школьников и уровня их нейрокогнитивного развития.
Цель исследования – выявление взаимосвязи между цифровой зависимостью и уровнем нейрокогнитивного развития младших школьников и разработке рекомендаций для педагогического сообщества и родителей по профилактике данного вида зависимости.
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ проблемы, исследование, обработка научной литературы.
2. Эмпирические:
1) Анкетирование родителей
2) Нейропсихологические пробы. Компьютерная версия нейропсихологической диагностики, адаптированная для детей дошкольного и младшего школьного возраста (Киселев С.Ю., 2015).
3) Методы статистической обработки результатов – метод процентилей и корреляционный (по Пирсону и Спирмену) анализ.
4) Тест «Опросник на детскую интернет-зависимость для родителей» (С.А. Кулаков, 2004)
Для исследования на базе МАОУ СОШ № 4 г. Верхний Тагил, была сформирована выборка младших школьников от 7 до 9 лет. Численность выборки составила 24 человека (12 девочек и 12 мальчиков). А также 40 человек родителей (24 женщины и 16 мужчин) в возрасте 35± 10,5 лет, образование в диапазоне от общего среднего до высшего.
Выявление взаимосвязи цифровой зависимости и нейрокогнитивного развития с помощью компьютерных версий указанных методик. Методики позволяли определить уровень нейрокогнитивного развития детей, четвертая методика направлена непосредственно на выявление цифровой зависимости.
Дополнительно были исследованы понятие цифровой зависимости, а также выявлены проблемы цифровой зависимости у учащихся начальных классов. Изучены особенности и динамика развития головного мозга у детей в первые школьные годы обучения.
Таким образом, по результату всех проведенных методик мы можем сделать вывод, что цифровая зависимость частично взаимосвязана с нейрокогнитивным развитием младших школьников.
Исследование цифровой зависимости и нейрокогнитивного развития младших школьников является актуальной темой, так как активное внедрение в повседневную жизнь гаджетов, высокая заинтересованность младших школьников цифровыми технологиями и возросшая вероятность появление цифровой зависимости в связи с пандемией короновируса ( а также внедрение дистанционной формы обучения в процесс образования), - все это в совокупности делает рассмотрение темы «Взаимосвязь цифровой зависимости и нейрокогнитивного развития у младших школьников» актуальным.
Гипотеза – повышенные значения цифровой зависимости у детей младшего школьного возраста связаны с пониженными значениями уровня их нейрокогнитивного развития.
Объектом исследования – явление цифровой зависимости у младших школьников.
Предмет исследования – взаимосвязь цифровой зависимости младших школьников и уровня их нейрокогнитивного развития.
Цель исследования – выявление взаимосвязи между цифровой зависимостью и уровнем нейрокогнитивного развития младших школьников и разработке рекомендаций для педагогического сообщества и родителей по профилактике данного вида зависимости.
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ проблемы, исследование, обработка научной литературы.
2. Эмпирические:
1) Анкетирование родителей
2) Нейропсихологические пробы. Компьютерная версия нейропсихологической диагностики, адаптированная для детей дошкольного и младшего школьного возраста (Киселев С.Ю., 2015).
3) Методы статистической обработки результатов – метод процентилей и корреляционный (по Пирсону и Спирмену) анализ.
4) Тест «Опросник на детскую интернет-зависимость для родителей» (С.А. Кулаков, 2004)
Для исследования на базе МАОУ СОШ № 4 г. Верхний Тагил, была сформирована выборка младших школьников от 7 до 9 лет. Численность выборки составила 24 человека (12 девочек и 12 мальчиков). А также 40 человек родителей (24 женщины и 16 мужчин) в возрасте 35± 10,5 лет, образование в диапазоне от общего среднего до высшего.
Выявление взаимосвязи цифровой зависимости и нейрокогнитивного развития с помощью компьютерных версий указанных методик. Методики позволяли определить уровень нейрокогнитивного развития детей, четвертая методика направлена непосредственно на выявление цифровой зависимости.
Дополнительно были исследованы понятие цифровой зависимости, а также выявлены проблемы цифровой зависимости у учащихся начальных классов. Изучены особенности и динамика развития головного мозга у детей в первые школьные годы обучения.
Таким образом, по результату всех проведенных методик мы можем сделать вывод, что цифровая зависимость частично взаимосвязана с нейрокогнитивным развитием младших школьников.