Нарушение произвольного внимания и сопутствующие изменения в эмоциональной и когнитивной сферах школьников 7-9 лет: лонгитюдный анализ
Аннотация
Данная работа посвящена исследованию показателей внимания у младших школьников (7-9 лет) с нарушением произвольного внимания и сопровождающие их изменения в эмоциональной и когнитивной сферах. В ходе мониторинга были сформированы две группы: контрольная и экспериментальная: по 17 человек с/без нарушения внимания, на которых был проведен лонгитюдный анализ, включающей в себя повторные измерения исследуемых признаков. В ходе работы показан рост числа школьников с нарушением произвольного внимания в начальной школе.
При этом число мальчиков с нарушениями внимания снижается, а девочек растет, что приводит к их равному соотношению к третьему классу взамен достоверного преобладания мальчиков в первом классе. Основные изменения у экспериментальной группы относятся к когнитивной сфере и носят разнонаправленный характер. Такие мыслительные операции как исключение лишнего и математический счет изначально отставая у экспериментальной группы к третьему классу достигают показателей контроля. Другие операции, такие как нахождение аналогий или обобщения, во всех исследуемых возрастах слабее развиты у детей с нарушениями внимания. И, наконец, экспериментальная группа не показывает расширения кругозора с возрастом.
В эмоциональной сфере среди детей с нарушением внимания чаще наблюдаются эмоциональные инверсии. Дети из экспериментальной группы менее четко дифференцируют основные социальные эмоции. С возрастом они лучше начинают понимать, что такое «счастье», но труднее осознают причинно-следственные связи, формирующие понятие «справедливость».
Ключевые слова: младшие школьники, нарушение произвольного внимания, внимание, когнитивная сфера, эмоциональная сфера.
При этом число мальчиков с нарушениями внимания снижается, а девочек растет, что приводит к их равному соотношению к третьему классу взамен достоверного преобладания мальчиков в первом классе. Основные изменения у экспериментальной группы относятся к когнитивной сфере и носят разнонаправленный характер. Такие мыслительные операции как исключение лишнего и математический счет изначально отставая у экспериментальной группы к третьему классу достигают показателей контроля. Другие операции, такие как нахождение аналогий или обобщения, во всех исследуемых возрастах слабее развиты у детей с нарушениями внимания. И, наконец, экспериментальная группа не показывает расширения кругозора с возрастом.
В эмоциональной сфере среди детей с нарушением внимания чаще наблюдаются эмоциональные инверсии. Дети из экспериментальной группы менее четко дифференцируют основные социальные эмоции. С возрастом они лучше начинают понимать, что такое «счастье», но труднее осознают причинно-следственные связи, формирующие понятие «справедливость».
Ключевые слова: младшие школьники, нарушение произвольного внимания, внимание, когнитивная сфера, эмоциональная сфера.