Связь родительской отзывчивости с компонентами адаптивного поведения ребенка
Аннотация
Ее актуальность заключается в необходимости изучения родительской отзывчивости, как специфической активности родителя во взаимодействии с ребенком, что в раннем возрасте оказывает первостепенное влияние на психическое развитие ребенка.
В теоретической части представлен литературный обзор, состоящий из двух глав: первая глава посвящена анализу литературы о типичном и атипичном развитии детей младенческого возраста, а вторая – анализу данных, посвященных аспектам детско-родительского взаимодействия.
В эмпирической части использован следующий инструментарий: методика «Оценка детско-родительского взаимодействия (ESPI) и Шкалы развития младенцев и малышей Бейли (Bayley - III). Методом математической обработки был выбран коэффициент ранговой корреляции Спирмена.
Получен следующий вывод: наша гипотеза: «модели родительской отзывчивости (обучающий, игнорирующий, сензитивный и вовлеченный родитель) имеют достоверную корреляционную связь с показателями социально-эмоционального, адаптивного поведения ребенка» подтверждена частично. Данный вывод был сделан на основании найденных значимой обратной корреляционной связи между шкалой родительской отзывчивости «сензитивный родитель» и компонентом адаптивного поведения малыша «саморегуляция». А так же, значимой обратной корреляционной связи между шкалой «игнорирующий родитель» и компонентом адаптивного поведения малыша «моторика».
В теоретической части представлен литературный обзор, состоящий из двух глав: первая глава посвящена анализу литературы о типичном и атипичном развитии детей младенческого возраста, а вторая – анализу данных, посвященных аспектам детско-родительского взаимодействия.
В эмпирической части использован следующий инструментарий: методика «Оценка детско-родительского взаимодействия (ESPI) и Шкалы развития младенцев и малышей Бейли (Bayley - III). Методом математической обработки был выбран коэффициент ранговой корреляции Спирмена.
Получен следующий вывод: наша гипотеза: «модели родительской отзывчивости (обучающий, игнорирующий, сензитивный и вовлеченный родитель) имеют достоверную корреляционную связь с показателями социально-эмоционального, адаптивного поведения ребенка» подтверждена частично. Данный вывод был сделан на основании найденных значимой обратной корреляционной связи между шкалой родительской отзывчивости «сензитивный родитель» и компонентом адаптивного поведения малыша «саморегуляция». А так же, значимой обратной корреляционной связи между шкалой «игнорирующий родитель» и компонентом адаптивного поведения малыша «моторика».