Сравнительный анализ процессов смыслового чтения у подростков с ДЦП
Аннотация
Освоение навыка смыслового чтения способствует повышению образовательных способностей подростков, а также является необходимым условием для полноценного развития личности. Для более успешной реализации процесса интеграции подростков с церебральным параличом в общеобразовательные школы, важным является изучение особенностей процессов смыслового чтения у подростков с ДЦП. Целью данного исследования является проверка гипотезы о влиянии наличия ДЦП на качество запоминания и воспроизведения текста и его взаимосвязь с типом памяти и уровнем пропозиций. Объект исследования – смысловое чтение у подростков. Предметом исследования является сравнительный анализ смыслового чтения подростков 12-16 лет в норме и при ДЦП. Выборка включает в себя 64 нормотипичных подростка и 19 подростков с ДЦП в возрасте от 12 до 16 лет. С целью количественного исследования запоминания пропозиций используется текст П. Торндайка «Остров круга».
По результатам исследования наличие ДЦП влияет на степень воспроизведения пропозиций с использованием кратковременной и долговременной памяти, в частности резкое уменьшение воспроизводимых пропозиций у подростков с ДЦП происходит при переходе от пропозиций высшего порядка к пропозициям низшего порядка.
Для подростков с церебральным параличом в условиях снижения резерва ресурсов наиболее продуктивной является стратегия локальной связанности при использовании кратковременной памяти, при использовании долговременной памяти наиболее продуктивной у подростков с ДЦП стала стратегия Торндайка.
По результатам исследования наличие ДЦП влияет на степень воспроизведения пропозиций с использованием кратковременной и долговременной памяти, в частности резкое уменьшение воспроизводимых пропозиций у подростков с ДЦП происходит при переходе от пропозиций высшего порядка к пропозициям низшего порядка.
Для подростков с церебральным параличом в условиях снижения резерва ресурсов наиболее продуктивной является стратегия локальной связанности при использовании кратковременной памяти, при использовании долговременной памяти наиболее продуктивной у подростков с ДЦП стала стратегия Торндайка.