Исследование взаимосвязи психологического здоровья и перфекционизма студентов

Сутидзе Анна Евгеньевна

Аннотация


На сегодняшний день ритм жизни современного человека увеличился, изменились приоритеты и появилось больше амбиций. Поскольку психологическое здоровье является необходимой частью благополучия человека, встал вопрос о его сохранении. В социально напряженной обстановке появляется такое явление как перфекционизм. Термин перфекционизм пришел из клинической психологии и рассматривается как болезненное, навязчивое желание достичь идеала, основанного на внешних данных ориентирах.
Гипотеза: существует взаимосвязь аксиологического, инструментального, потребностного компонентов психологического здоровья и перфекционизма у студентов
Цель исследования: изучить взаимосвязь компонентов психологического здоровья и перфекционизма у студентов.
Задачи исследования:
1.Составить обзор современных исследований психологического здоровья и перфекционизма.
2. Определить структурные компоненты психологического здоровья и перфекционизма, и, в соответствии, с этим подобрать психодиагностический инструментарий.
3. Провести эмпирическое исследование взаимосвязи компонентов психологического здоровья и перфекционизма у студентов.
4. Описать полученные выводы на основе анализа данных.
Выборка: в тестировании принимали участие 60 студентов – психологов УрФУ в возрастном диапазоне от 19 до 23 лет. Из 60 человек исследование прошли 7 юношей и 53 девушки.
Методы:1«Диагностика степени удовлетворенности потребностей» А.Маслоу.2. Опросник «Дифференциальный тип рефлексии». Разработан Д.А.Леонтьевым, Е.М.Лаптевой, Е.Н.Осиным и А.Ж.Салиховой.3.Тест -опросник на определение уровня самооценки С.В.Ковалёва.4. Многомерная шкала перфекционизма П. Хьюитта и Г. Флетта в адаптации И. И. Грачевой. В качестве математического метода обработки данных был выбран корреляционный анализ и критерий Пирсона.
Выводы: В результате исследования было установлено, что только 2 компонента психологического здоровья - инструментальный и потребностный имеют взаимосвязь с перфекционизмом. Связи аксиологического компонента с перфекционизмом выявлено не было, предположительно это связано с тем, что для перфекционизма свойственно наличие высокого уровня самооценки, а по данным исследования у студентов преобладает высокий и низкий уровни самооценки. Установлено, что все студенты имеют высокий уровень перфекционизма, это говорит о склонности предъявлять чрезмерно завышенные требования к себе, устанавливать нереалистично высокие личные стандарты, болезненно реагировать на ошибки, приравнивая их к неудачам. Гипотеза подтверждена частично.