Межполушарная асимметрия и ее влияние на протекание некоторых психофизиологических функций у подростков
Аннотация
В настоящее время ведется множество исследований о влиянии профиля асимметрии на проявление основных психофизиологических функций, а также становления асимметрии в онтогенезе, однако полученные данные противоречивы и до конца не изучены. В связи с этим исследование проявление функциональной асимметрии в подростковом возрасте представляется довольно актуальным. Целью данной работы является рассмотрение функциональной асимметрии и ее влияния на протекание некоторых психофизиологических функций у подростков. Согласно предложенной гипотезе, профиль латерализации влияет на такие психофизиологические функции как память, внимание и мышление. В исследовании приняло участие 80 человек: 37 мальчиков и 53 девочки, в возрасте 15-16 лет (средний возраст 15,5 лет), у всех испытуемых предпочитаемая при письме рука - правая. Исследование проводилось на базе одного из лицеев города Екатеринбурга. Родители испытуемых были уведомлены о проведении исследования и дали письменное согласие. В работе использовались такие методики, как определение ведущего полушария с помощью комплексного метода, теппинг-тест (методика экспресс-диагностики свойств нервной системы по психомоторным показателям Е. П. Ильина), тест Бурдона (корректурная проба), методика «Заучивание 10 слов», методика «Сложные аналогии». В ходе работы было выявлено, что у подростков с преобладанием левой латерализации выше начальный темп деятельности, лучше развито внимание, продуктивность логического мышления и больше объем кратковременной аудиальной вербальной памяти. А с преобладанием правой латерализации – выше сила нервной системы, работоспособность и завершающий темп деятельности. С учетом полученных результатов, правополушарным подросткам нужно больше времени для включения в работу, а левополушарным необходимы перерывы между заданиями и большее количество времени для запоминания какого-либо материала.