Взаимосвязь индивидуально-психологических особенностей и проявлений психосоматических расстройств у педагогов образовательных организаций
Аннотация
Актуальность. По данным ВОЗ, от 38% до 42% из числа всех пациентов, обращающихся к врачам с соматическими жалобами, имеют психосоматические расстройства. Сейчас согласно данным эта цифра увеличилась в два раза, вплоть до 86%.
Объект исследования: проявления психосоматических расстройств у педагогов образовательных организаций.
Предмет исследования: взаимосвязь индивидуально-психологических особенностей и проявлений психосоматических расстройств у педагогов.
Цель исследования: изучения взаимосвязи проявления психосоматических расстройств и индивидуально-личностных особенностей у педагогов образовательных организаций.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретический материал по теме психосоматических расстройств;
2. Подобрать диагностический инструментарий для оценки проявлений и склонностей к психосоматическим расстройствам у педагогов.
3. Экспериментальным путём изучить проявления психосоматических расстройств и индивидуально-психологические особенности у педагогов.
4. Проанализировать взаимосвязь между проявлениями психосоматических и индивидуально-психологическими особенностями у педагогов.
Были сформулированы некоторые гипотезы:
1. Существует определённая тенденция между индивидуально-психологическими особенностями личности педагогов образовательных организаций и проявлениями у них психосоматических расстройств, то есть некоторые индивидуальные характеристики чаще приводят к формированию тех или иных психосоматических расстройств, а другие, напротив, делают человека менее восприимчивым к негативным воздействиям и реже приводят к формированию психосоматических заболеваний.
2. На формирование психосоматических расстройств в совокупности с индивидуально-психологическими особенностями также влияет ряд социальных факторов.
3. Наличие напряжения и эмоционального «выгорания», как факторы провоцирующие развитие психосоматических расстройств.
Характеристика выборки. В исследовании приняли участие педагоги различных образовательных организаций. Выборка составила 50 женщин педагогов в возрасте от 23 до 65 лет. Средний возраст по выборке – 41 год.
Методики: Гиссенский опросник, тест Кетелла, тест Немчина, тест Бойко, авторская анкета.
Выводы: В процессе экспериментальной работы обнаружено, что соматические жалобы имеют корреляционную зависимость с отдельными социально-психологическими факторами, индивидуально-психологическими особенностями и особенностями эмоционально-психического состояния:
Выявлены три группы факторов, которые в большей степени влияют на процесс формирования и интенсивность проявления психосоматических расстройств: социально-экономические факторы, профессиональные факторы, индивидуально-психологические особенности личности.
Факторы, взаимосвязь которых, является более значимой, были интерпретированы и на основании данных интерпретаций был чётко отслежен ряд характерных закономерностей, а именно: преимущественная часть этих факторов связана с эмоциональной сферой, с уровнем напряжения и наличием тревоги у респондентов. Сформулированные гипотезы подтвердились экспериментальным путём, поставленные задачи были решены, цель достигнута. Был проанализирован 51 литературный источник.
Объект исследования: проявления психосоматических расстройств у педагогов образовательных организаций.
Предмет исследования: взаимосвязь индивидуально-психологических особенностей и проявлений психосоматических расстройств у педагогов.
Цель исследования: изучения взаимосвязи проявления психосоматических расстройств и индивидуально-личностных особенностей у педагогов образовательных организаций.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретический материал по теме психосоматических расстройств;
2. Подобрать диагностический инструментарий для оценки проявлений и склонностей к психосоматическим расстройствам у педагогов.
3. Экспериментальным путём изучить проявления психосоматических расстройств и индивидуально-психологические особенности у педагогов.
4. Проанализировать взаимосвязь между проявлениями психосоматических и индивидуально-психологическими особенностями у педагогов.
Были сформулированы некоторые гипотезы:
1. Существует определённая тенденция между индивидуально-психологическими особенностями личности педагогов образовательных организаций и проявлениями у них психосоматических расстройств, то есть некоторые индивидуальные характеристики чаще приводят к формированию тех или иных психосоматических расстройств, а другие, напротив, делают человека менее восприимчивым к негативным воздействиям и реже приводят к формированию психосоматических заболеваний.
2. На формирование психосоматических расстройств в совокупности с индивидуально-психологическими особенностями также влияет ряд социальных факторов.
3. Наличие напряжения и эмоционального «выгорания», как факторы провоцирующие развитие психосоматических расстройств.
Характеристика выборки. В исследовании приняли участие педагоги различных образовательных организаций. Выборка составила 50 женщин педагогов в возрасте от 23 до 65 лет. Средний возраст по выборке – 41 год.
Методики: Гиссенский опросник, тест Кетелла, тест Немчина, тест Бойко, авторская анкета.
Выводы: В процессе экспериментальной работы обнаружено, что соматические жалобы имеют корреляционную зависимость с отдельными социально-психологическими факторами, индивидуально-психологическими особенностями и особенностями эмоционально-психического состояния:
Выявлены три группы факторов, которые в большей степени влияют на процесс формирования и интенсивность проявления психосоматических расстройств: социально-экономические факторы, профессиональные факторы, индивидуально-психологические особенности личности.
Факторы, взаимосвязь которых, является более значимой, были интерпретированы и на основании данных интерпретаций был чётко отслежен ряд характерных закономерностей, а именно: преимущественная часть этих факторов связана с эмоциональной сферой, с уровнем напряжения и наличием тревоги у респондентов. Сформулированные гипотезы подтвердились экспериментальным путём, поставленные задачи были решены, цель достигнута. Был проанализирован 51 литературный источник.