Определение базовых цвето-музыкальных ассоциаций при предъявлении комплексных звуковых стимулов

Величко Василиса Валерьевна

Аннотация


В данной работе рассмотрен феномен синестезии, ее разновидностей
и особенностей проявления. При этом особое внимание уделяется
ассоциативной хроместезии, предполагающей совмещение восприятий слухового и зрительного анализаторов. Целью работы
являлось выявление общих закономерностей проявления ассоциативной синестезии при восприятии цветовых и музыкальных стимулов на смешанной выборке испытуемых.Согласно гипотезе
исследования, возможны общие цветовые ассоциации на
музыкальные аккорды фортепиано, а также существует взаимосвязь
особенностей анализаторных систем и критерия выбора цветового оттенка для определенного звука. В исследовании приняли участие 127 человек: нормотипичные мужчины и женщины в возрасте от 18 до 30 лет. Для проверки гипотезы были проанализированы
научные литературные источники по теме исследования и разработан методический аппарат для его проведения: создана опросная форма для испытуемых, включающая вопросы о навыках и здоровье респондентов, а так же записанные музыкальные аккорды,
включающие в себя двузвучия, трезвучия и септаккорды второй и третьей октав фортепиано,для которых нужно было выбрать по одному оттенку из цветовой таблицы. В результате проведенной работы было выявлено, что существуют сходные цветовые ассоциации на музыкальные аккорды.Выбор цветового оттенка связан с различием в мажорности и минорности аккордов, высотой
звука, скоростью воспроизведения композиции. При этом тип
функциональной асимметрии может влиять на проявления ассоциативной хроместезии: цветовой выбор левшей более разнообразен, по сравнению с правшами.