Исследование жизнестойкости матерей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра
Аннотация
Цель исследования дипломной работы - выявление параметров жизнестойкости матерей, воспитывающих детей с РАС.
В рамках проведенной работы был использован комплекс диагностических методик, в который вошли: тест жизнестойкости С. Мадди, определяющий выраженность компонентов жизнестойкости и методика «Стиль саморегуляции поведения – 98» (ССП-98). Для измерения ситуационных копинг-стратегий применялся опросник совладания со стрессом (К. Карвера, М. Шейера, Дж. Вейнтрауба). Для определения черт личности применялся «Пятифакторный личностный опросник» Р. МакКрае и П. Коста. В первой главе «Теоретические основы жизнестойкости» представлены вопросы, включающие в себя: подходы понимания жизнестойкости; структуру жизнестойкости; общую характеристику детей с РАС; жизнестойкость матерей, воспитывающих детей с РАС. Во второй главе «Эмпирическое исследование жизнестойкости матерей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра» описана процедура исследования, проанализированы результаты матерей, воспитывающих детей с РАС и матерей, воспитывающих нейротипичных детей. В результате проведенной работы было выявлено, что значимых различий в уровне жизнестойкости между матерями, воспитывающими детей с РАС, и матерями, воспитывающими нейротипичных детей, не обнаружено. При проведении корреляционного анализа выяснилось, что присутствует взаимосвязь между компонентами жизнестойкости и копинг-стратегиями.
В рамках проведенной работы был использован комплекс диагностических методик, в который вошли: тест жизнестойкости С. Мадди, определяющий выраженность компонентов жизнестойкости и методика «Стиль саморегуляции поведения – 98» (ССП-98). Для измерения ситуационных копинг-стратегий применялся опросник совладания со стрессом (К. Карвера, М. Шейера, Дж. Вейнтрауба). Для определения черт личности применялся «Пятифакторный личностный опросник» Р. МакКрае и П. Коста. В первой главе «Теоретические основы жизнестойкости» представлены вопросы, включающие в себя: подходы понимания жизнестойкости; структуру жизнестойкости; общую характеристику детей с РАС; жизнестойкость матерей, воспитывающих детей с РАС. Во второй главе «Эмпирическое исследование жизнестойкости матерей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра» описана процедура исследования, проанализированы результаты матерей, воспитывающих детей с РАС и матерей, воспитывающих нейротипичных детей. В результате проведенной работы было выявлено, что значимых различий в уровне жизнестойкости между матерями, воспитывающими детей с РАС, и матерями, воспитывающими нейротипичных детей, не обнаружено. При проведении корреляционного анализа выяснилось, что присутствует взаимосвязь между компонентами жизнестойкости и копинг-стратегиями.