Исследование жизнестойкости подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Томилова Наталья Артуровна

Аннотация


Цель исследования дипломной работы – выявление отличий между уровнем жизнестойкости у подростков, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, и у подростков, не имеющих таких нарушений. В рамках проведенной работы были использованы теоретические, психодиагностические и статистические методы. В качестве методик были использованы «Тест жизнестойкости С. Мадди», «Стиль саморегуляции поведения – 98», разработанный В. И. Моросановой, «Опросник совладания со стрессом» К. Карвера, М. Шейера, Дж. Вейнтрауба, «Пятифакторный личностный опросник» Р. МакКрае и П. Коста. В первой главе «Теоретико-методологические подходы к проблеме изучения жизнестойкости подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата» представлены взгляды отечественных и зарубежных авторов на
проблему жизнестойкости, ее компонентов, функций и механизмов
формирования, а так же на проблемы самооценки и стратегий копинг- поведения, их связи с жизнестойкостью. Были рассмотрены особенности проявления жизнестойкости у подростков, имеющих нарушения опорно- двигательного аппарата (ОДА). Во второй главе «Эмпирическое изучение жизнестойкости подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата» представлены программа исследования жизнестойкости, самооценки, стратегий копинг-поведения и черт личности, результаты статистической обработки полученных данных и их обсуждение. В результате проведенной работы были выявлены
особенности жизнестойкости подростков, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, и подростков, не имеющих таких нарушений. Была выявлена связь между компонентами жизнестойкости и полом, возрастом. Результаты статистического
анализа данных подтвердили отличие уровня жизнестойкости,
уровня саморегуляции, выбора стратегий у подростков, имеющих нарушения ОДА, и у подростков без таких нарушений.